Информация

Ялта - взгляд в прошлое

«Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом – и в Ялту!»

А были времена, когда нынешняя столица крымских курортов – красавица Ялта даже во сне не смела видеть себя такой. Путешественники начала XIXв. описывали ее всего лишь как маленькую рыбацкую деревушку в 6тыс. десятин земли, замкнутую между двумя горными речками, сбегающими в море, — Дерекойкой и Учан-Су. С севера ее закрывали отвесные стены Ай-Петринской яйлы, с востока – «обнимала» Никитская яйла с мысом Мартьян, а с запада завершал картину горный амфитеатр склонов Могаби.

Ялта - взгляд в прошлое
Ялта на старой фотографии

Название деревушки, скорее всего, произошло от греческого слова «ялос», что означает «берег, прибрежная», хотя в древнегреческом языке такого слова еще не было, а значит, название это появилось гораздо позже первой колонизации крымского побережья эллинами. Древнейшими же обитателями Ялтинской долины были тавры: на одном из трех ялтинских холмов – Поликуровском и на окраине города археологи нашли «каменные ящики», в которых тавры хоронили своих умерших, святилища, остатки поселений VI-Vвв. до н.э. Но как они называли эти места – неизвестно. Первое же письменное упоминание о Ялте оставил арабский географ и путешественник XIIв. Аль-Идриси. В 1154г. в одном из своих трудов он описывает крымское побережье и в частности Джалиту (Ялиту).

Во второй половине XIIIв. на Южнобережье появились венецианские купцы, которых в скорости вытеснили генуэзцы, построившие повсеместно свои торговые фактории и укрепления. На их картах Ялта упоминается по-разному – Ялита, Гиалита, Эталита. Но в 1475г. хозяевами Южного берега Крыма становятся турки, а Ялта — личным владением турецкого султана. В 1771г. в Крым вступили первые русские войска под командованием А.В.Суворова (в Ялте они построили военный редут и оставили гарнизон в 200 человек).

В 1774г. к берегу подошел с моря турецкий десант и атаковал гарнизон. Почти все защитники его и местные жители были убиты, и лишь немногим удалось скрыться в лесах. Так что ко времени присоединения Крыма к России Ялта являла собой всего лишь крохотное поселение в 13 домишек с церковью и мечетью. Граф М.С.Воронцов, став с 1823г. губернатором Новороссийского края (куда входили и крымские территории) энергично взялся за освоение Южного берега, стараясь привлечь известных и обеспеченных людей к градостроительству. Он и сам в 17км от Ялты, в Алупке, заложил огромный парк и начал строительство великолепного дворца (известного сегодня как Воронцовский), а также в Ялте раздал 200 десятин земли с условием разведения садов и виноградников, а также постройки домов.

Но дело двигалось с трудом, и только к 1837г. Ялта получает официальный статус уездного города, хотя даже городком ее можно было назвать лишь с большой натяжкой. В то время в ней было лишь две улицы: Набережная и Елизаветинская, на которой в 30 домиках проживало чуть более 200 жителей. Ко всему прочему во время Крымской войны в сентябре 1854г. Ялта была разграблена англо-французским десантом. После этого городок долго не мог опомниться, несмотря даже на специально разработанный для него первый план города и герб: на голубом фоне моря две скрещенные золотые ветви – лавровая и виноградная.

Ялта - взгляд в прошлое
Ялтинское побережье

Положение изменила лишь прокладка дорог, связавших, наконец, Южный берег с Севастополем и Симферополем, но в еще большей мере приобретение в 1861г. Императором Александром II первых крымских земель на Южнобережье для постройки летней резиденции и отдыха августейшей семьи. Эти имения — Ливадия и Ореанда были всего лишь в 3-5км от Ялты, в связи с чем небольшой ялтинской пристани предстояло стать ближайшим портом, а самому городу довольно скоро местом летнего отдыха великосветской публики, желавшей разделить это удовольствие вместе с царской семьей.

Но Ялта-замарашка была явно не готова к приему аристократов, да еще и в таких количествах. На тот момент к услугам отдыхающих было всего лишь две гостиницы: г.С.П.Галахова — та, что получше, и еще француза Собеса – более чем «посредственная» (как писали о ней в путеводителях). Но за пару лет число их удвоилось, и, кроме того, приезжим можно было снять дачу или «меблированные комнаты» — преимущественно летние деревянные времянки со скверной мебелью, а также с клопами и тараканами.

Однако, несмотря на скромность обстановки и элементарную антисанитарию, цены на жилье были весьма немалыми (эта, можно сказать, «традиция» сохраняется и по сей день. Такими же высокими они были и на питание, которое было довольно скудное и характеризовалось всего лишь как «сносное» (все из того же путеводителя). Высокие цены на услуги объяснялись даже ни сколько трудностями снабжения, сколько тем, что спрос на летний отдых в Ялте многократно превышал предложение. Так что еще на заре Ялты-курорта остро обозначились две ее основные проблемы – благоустройства и цен, а жизнь горожан как состояла, так и состоит в ежегодном решении этих проблем.

В 1871г. Ялта получила городское самоуправление, и первым выборным городским головой стал С.П.Галахов – владелец, по-прежнему, лучшей в городе гостиницы, а значит, что, по крайней мере, благоустройством города наконец-то занялся профессионал. Был утвержден новый генеральный план, и с этого времени Ялта начала расти с неимоверной быстротой. Дома и дачи, одна другой красивее и комфортнее, росли как грибы. Народонаселение вскоре утроилось. Образовались настоящие улицы с фонарями и тротуарами; устроился водопровод (воду поступала из источника в Массандре, который великодушно подарил городу его владелец граф С.М.Воронцов); открылись гимназии, читальня, летний театр. Был учрежден даже детский приют.

Ялта - взгляд в прошлое
Ялтинское побережье

В это же время образовалось некое тайное «общество распространения удобств жизни», которое совершило настоящий «культурный переворот»: на его средства была построена шикарная гостиница европейского уровня на 150 номеров — «Россия» (в сов. время принадлежала «Интуристу» и называлась «Таврида»). Трехэтажное ее здание с колоннами, балконами, рестораном, бильярдной, газовым освещением, водопроводом, а также просторными номерами с великолепной меблировкой, бельем, чистотой, вышколенной прислугой и прочими чудесами столичной жизни выросло вдруг на ялтинской набережной.

К 1890г. Ялту уже было просто не узнать: набережная приросла другими гостиницами («Эдинбургская», «Ялтинская», «Крым»), а город – множеством каменных домов, магазинов, ресторанов и кондитерских, водопроводом и даже… канализацией. При этом не обходилось и без проблем, причем основными были плохое освещение, мусор и большая сложность сохранения продуктов в столь жарком климате (татары привозили лед из горных карстовых пещер и брали за него втридорога). И все же теперь каждый летний сезон на Южном берегу начинался с прибытия августейшего семейства в Ливадию. Тут же, как по команде, заполнялась Ялта и другие ближайшие поселки. Но «уезжал двор, опустевала и Ялта…», — писал доктор Дмитриев.

Ялта - взгляд в прошлое
Императорская яхта у Ялтинской набережной

И только позднее Ялта стала самодостаточным курортом, а состав публики сменялся в зависимости от ее «достоинств и достатков». С начала лета ехала публика попроще – открывался так называемый «ситцевый сезон», а к концу лета и началу теплой южной осени цены гораздо поднимались, а набережную и дорожки парков заполняла куда более благородная публика в дорогих одеяниях – в Ялте наступал «бархатный сезон». В это время гостиничные цены нередко поднимались на 300% и даже более!

Значительно возрастали также в цене извозчики, услуги прачечных и… виноград (лечение виноградом было тогда очень модным и приезжие потребляли его в неимоверных количествах). В общем, дошло до того, что отдых в Ялте сравнялся по затратам с отдыхом на известных европейских курортах: в Карлсбаде, Висбадене и Ницце, где и обслуживание было повыше, и лоску побольше. Так что к началу XXв. интерес столичной публики к Ялте стал катастрофически падать, и она столкнулась с первыми экономическими трудностями. Забегая вперед, замечу, что все возвращается на круги своя: не та же картина во многом наблюдается и сегодня?

Для спасения курорта и привлечения публики город вынужден был прибегнуть к ряду мер, в частности к созданию «Общества содействия благоустройству ялтинского курорта». Его силами была открыта первая «справочно-квартирная контора», призванная, прежде всего, упорядочить цены на жилье и умерить аппетиты частных агентов, а также была введена жесткая такса для извозчиков. Для пропаганды курортного дела шире стала использоваться реклама. И все же, несмотря на все проблемы внутригородской жизни, Ялта как город и курорт стремительно развивалась и росла. И если в 1892г. в ней проживало чуть более 10тыс. человек, то к 1914г. население с ближайшими предместьями составляло уже 32,5тыс. жителей… Количество приезжей публики также существенно возросло, хотя учесть ее абсолютное количество тогда (равно как и сегодня) не представлялось возможным. Но только по «листкам приезжих» в 1913 было зарегистрировано 124тыс. человек за сезон!

Ялта - взгляд в прошлое
Гостинницы в Ялте - старинное фото

К началу Первой мировой войны Ялтинское гостиничное хозяйство предлагало приезжающим девять гостиниц первого разряда на 650 номеров («Россия», «Вилла Елена», «Мариино», «Франция», «С.- Gетербургская», «Джалита», «Ореанда», «Метрополь», «Центральная») и семь отелей второго разряда на 250 номеров («Ялта», «Грандотель», «Лондон», «Бристоль», «Морская», «Венеция», «Новый парк»). Множество частных пансионатов сдавало комнаты помесячно и посезонно с питанием и прислугой.

Кроме того, для больных разного профиля (в том числе и туберкулеза) было открыто 7 общественных и 4 частных «санатории». Значительные успехи были достигнуты и в деле общего городского благоустройства и чистоты. В 1904г. на главных улицах города наконец установили 125 электрических фонарей, а сами улицы при этом были покрыты не брусчаткой, а редким тогда еще асфальтом. Кроме того, с завершением постройки нового пассажирского порта, одного из крупнейших на Черном море, Ялта приобрела значение перевалочного пункта для всего Южнобережья.

А в ялтинской Думе уже мечтали о новом «курзале-театре», расширении набережной, о пуске трамвая, о своем льдозаводе, о грамотной утилизации отходов и пр. Но уже понимали, что всего этого не решить только силами городского управления, потому и ходатайствовала Ялта специальным докладом в С.-Петербург о признании ее уже не просто южным уездным городом, а «всероссийским первостепенного значения курортом». И все так и произошло, но уже в другие времена, а потому и в другой Ялте…

Юлия Самарина

Источник


Другие новости по теме:


Просмотров: 882 | Дата: 24-03-2014  Версия для печати
 

При использовании материалов сайта ссылка на REDSTORY.RU обязательна!



Copyright © 2004-2014 SoftNews Media Group All Rights Reserved.
Powered by DataLife Engine © 2014