КалейдоскопЪ

Примечания

1

Княжеская: от слова князь (< конязь– конный воин, всадник) – лидер племени.

2

Летопись: от сложения слов лето (год) и писать – погодная (то есть по годам) запись исторических событий, производимая современником; вид повествовательной литературы, один из главных источников по истории Древней Руси.

3

«Повесть временных лет» – общерусский летописный свод (= сборник) начала XII в. Авторство «Повести» – спорный вопрос. Историки до самого начала XX в. считали, что «Повесть» – единое произведение, написанное одним человеком в одно время – монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, создателем житийной повести о князьях-мучениках Борисе и Глебе и «Жития Феодосия Печерского». Позже, в том числе и А. А. Шахматовым, доказывалось, что «Повесть» создана на основе нескольких более ранних летописей и Нестор является первым её редактором. Но в результате получилась не просто запись событий, а, по слову, например, Г. В. Вернадского, «всеобъемлющий научный трактат».

4

Хазары (хозары) образовали в IX–XIII вв. государство («каганат»). Столицей его был город Итиль. Границами каганата были Кавказские горы на юго-востоке, а на западе – области Нижнего и Среднего Поднепровья. Под властью хазарского кагана были объединены люди различных племён и религий, но высшее сословие во главе с каганом в IX в. приняло иудейскую веру. Остальная часть населения исповедовала кто ислам, кто христианство или продолжала держаться язычества. Какое-то время славянские племена полян, северян, радимичей и вятичей подчинялись хазарам и платили им дань.

5

Дань: от слова дать – древняя форма натурального налога.

6

Варяги – русское название викингов (в Западной Европе они же – норманны), выходцев из Скандинавии, объединявшихся в вооружённые отряды для торговли и разбоя.

7

Предполагается, что это были новгородские словены, полоцкие кривичи, весь (вепсы) и чудь (финские племена) – предки современных эстонцев.

8

Критически относящиеся к летописям учёные подвергают сомнению существование этих трёх братьев: слишком уж это соответствует библейским традициям («все мы от трёх братьев – сыновей Ноя»). И действительно, никто не знает точно, откуда взялись эти братья и были ли они вообще братьями. Но их имена – Рюрик, Синеус, Трувор – настоящие, скандинавские. Имя Рюрик встречается в скандинавских династиях, и вполне возможно, что летописный Рюрик был из шведского княжеского рода (по одной из версий, он был князем шведского племени русь). Имена князей после Рюрика – Олег, Игорь – также являются шведскими.

9

Существование Рюрика бо€льшая часть историков не отрицает, но при этом некоторые из них считают недостоверным существование его братьев Синеуса и Трувора, потому что с древнешведского «Рюрик сина хус трувер» перевели как «Рюрик с домом и дружиной». Лингвисты доказывают, что это неточный перевод, тем более что осуществил его немецкий учёный Г. З. Байер, который только по воле случая обратился к русским летописям, а вообще-то он был китаистом.

10

Не в одни только русские земли «призывали» правителей извне. Например, ближайшим аналогом русской летописи является рассказ саксонского хрониста X в. Видукинда о том, как призывали в Англию англо-саксов.

11

В VI в. существовал союз племён во главе с Кием, а в IX в. были крупные объединения славянских племён Куяба (или Куябия, Куявия) – область вокруг Киева, Славия (район озера Ильмень с центром в Новгороде), Артания (место не установлено) и т. д.

12

Автор этой публикации в «Вестнике древней истории» – В. И. Пархоменко.

13

Сторонники норманнской теории, ссылаясь на текст русской летописи, считают, что «русью» первоначально называлось одно из скандинавских племён, к которому принадлежал князь Рюрик со своей дружиной. Они сопоставляют слово «русь» со словом «руотси» – так финны называют норманнов-мореплавателей. А вот ещё одно из предположений, сделанное, например, Г. В. Вернадским: название «антов» (этнических предшественников славян) – «асы» и «рухс-асы» (светлые асы), что близко с названием «роксаланов» и с племенным названием «русь», или «рось». А это название было известно до прихода Рюрика с варягами в Новгород в середине IX в. В X–XI вв. Русской землей называли преимущественно Среднее Поднепровье – землю киевских полян, и отсюда это название в течение XII–XIII вв. распространилось на другие области, занятые различными племенами восточных славян.

14

Город Ладога к концу XVII в. уже не имел того стратегического значения, как в древности, но превратился в село Старая Ладога при Петре I, который был заинтересован в строительстве портового города на берегу Финского залива и сделал Санкт-Петербург столицей государства, чтобы уже больше никогда не потерять выхода в Балтику.

15

Берестяная грамота – древнерусская грамота, выцарапанная на кусочке берёсты. Грамота – здесь: документ, письмо. Берёста – верхний слой коры берёзы.

16

Историки предполагают, что в данном случае имеет место этимологическая форма реконструкции истории средневековым хронистом, т. е. имена героев рассказа производятся от названий (Киев, киевские горки – Хоривица, Щековица), а не наоборот.

17

Поляне – одно из славянских племён.

18

Воевода: от сложения слов воин, войско и водить – в Древней Руси: начальник войска, а также области, округа.

19

«Путь из варяг в греки» – древний водный торговый путь из Балтийского в Чёрное море, по которому в IX–XII вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией. Путь проходил от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до реки Западная Двина, волоком до реки Днепр и далее в Чёрное море. На этом пути находились такие крупнейшие русские города, как Новгород, Ладога, Киев и др.

20

Считается, что Аскольд и Дир в 865 г. приняли христианскую веру от греческих проповедников (см. главу «Рюрик»).

21

Б. А. Рыбаков на основе новых археологических данных настаивал, как и многие другие историки, что поход на Киев Олег совершил из Ладоги, а не из Новгорода, который был лишь форпостом Киева в борьбе с варягами. Современные археологи, работающие над ладожскими находками, делают вывод: если Киев – «мать городов русских», то Ладога – «бабушка».

22

«Путь из варяг в греки» – см. выше.

23

Сравнивая эти факты с сохранившейся информацией периода Рюрика или Игоря, некоторые историки даже предполагают, что было два Олега. Второй Олег – воевода Игоря, а возможно, – его старший сын.

24

Имеется в виду захват Киева войском Олега.

25

Договор с Византией.

26

О Кирилле и Мефодии как создателях первого литературно-письменного языка славян см. ниже, в главе «Особенности крещения Руси».

27

Л. Н. Гумилёв отмечал: «Удар Святослава по иудейской общине Хазарии был жестоким, но не окончательным». Опровергая распространённое у историков мнение, он утверждал, что хазарское государство было добито всё же не Святославом, а печенегами, которых подкупила Византия. Таким образом она избавилась от одного из торговых соперников.

28

Добрыня, по предположению некоторых исследователей, явился прототипом богатыря Добрыни Никитича – сподвижника Ильи Муромца в русских былинах.

29

Адрианополь – греческое название города Эдирне на северо-западе Турции, завоёванного турками в XIV в.

30

По-видимому, через несколько веков нечто похожее будет и в облике вольнолюбивых людей – казаков, которые появятся на родине Святослава в XV–XVI вв.

31

Л. Н. Гумилёв считает, что печенегов могли натравить и те киевляне, которые вполне были довольны правлением Ярополка, близкого христианам. Они не желали появления в Киеве Святослава. Язычники его дружины недавно расправились с русскими христианами, которых они объявили виновниками военных неудач русской армии. Тогда и погиб брат Святослава Глеб. Л. Н. Гумилёв считает, что этим Святослав подписал себе смертный приговор. Но эту версию трудно доказать – нет конкретных фактов.

32

Канонизация (и в католицизме, и в православии) – акт причисления тех или иных лиц к сонму святых.

33

В исторических источниках эта женщина упоминается часто под каким-то одним из этих четырёх имён, что создаёт трудности у исследователей, и некоторые авторы не воспринимают её как одно и то же лицо.

34

Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (мирское имя неизвестно) – братья из города Солунь (по-гречески Фессалоники). Они были выходцами из богатой греческой семьи и, по-видимому, с детства владели местным славянским наречием. На основе их переводов Священного Писания на южнославянский солунский диалект сложился старославянский язык – первый литературно-письменный язык славян. Кириллом была составлена первая славянская азбука – глаголица.

35

Понтий Пилат – римский наместник Иудеи, вынужденно приговоривший Иисуса Христа к распятию.

36

Название «Росиа» отразилось и на печатях некоторых русских князей XI в., например Всеволода Ярославича. Оно встречалось и на печатях греческой знати, связанной брачными или другими родственными отношениями с русскими княжескими фамилиями. Об этом сообщают учёные В. Л. Янин, Я. Н. Щапов и др.

37

Святополк был сыном «грекини» – беременной жены Ярополка, на которой женился Владимир после убийства своего брата. Поэтому Святослав считался сыном Ярополка и Владимира. Он был усыновлён Владимиром в 988 г. и считался его старшим сыном.

38

Тысяцкий – городской голова и предводитель ополчения.

39

Спас: от слова «Спаситель». Так называли на Руси Иисуса Христа.

40

Бармы – оплечье, часть одежды, покрывающая плечи. Дополнительно см. сноску к главе «Иван IV».

41

Об этой церкви созданной из дуба говорилось: «…Толико чудна, якова не бывала и потому не будет» – церковь эта настолько красива, что такой не бывало и никогда не будет».

42

В православной Руси мужчины не брили бороды и волосы на голове, т. к. «человек подобен Богу». Иисуса Христа всегда писали на иконах с бородой.

43

Общинники: от община – самоуправляющаяся организация жителей какой-либо территориальной единицы. Община – слово позднего происхождения. В древнее время крестьяне знали слово мир, или общество. Земледелие на Руси – трудоёмкая работа, если учитывать её природу (преобладание лесных массивов) и климат (континентальный). Успешно выполняться эта работа могла только коллективными усилиями. Общинное существование крестьян помогало выжить тем из них, кто попал в беду: заболел, потерял кормильца – главу семьи, и т. д.

44

Посадник: от слова посадить – начальник, правитель какой-либо области; когда-то он назначался князем.

45

Архимандрит – высшее духовное звание у монахов.

46

Андрей – один из апостолов, бродячих проповедников христианства – Андрей Первозванный.

47

Синоп – Синопа, греческая колония на южном берегу Чёрного моря.

48

Корсунь – славянское название Херсона, греческой колонии на Крымском полуострове.

49

В скобках даётся современное летосчисление – от Рождества Христова. По церковному календарю ведётся летосчисление от Сотворения мира.

50

Олег княжил с 879 г. по 912 г. Он начал править в малолетство Игоря – сына легендарного Рюрика. Если Рюрик владел только Новгородом, то Олег присоединил Смоленск, Любеч, а потом и Киев. Киев стал столицей Древнерусского государства.

51

«… Игоря…» – сын Рюрика Игорь княжил с 912 г. по 945 г. Рюрик управлял Новгородом по приглашению его жителей – так сказано в летописи. Но Игорь после смерти Олега стал править уже Киевской Русью.

52

Варяги – скандинавские племена на Руси – племенные воины и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки» – от Скандинавии до Византии.

53

Чудь– финские племена; кривичи, хорваты, дулебы, тиверцы – славянские племена.

54

Толмачи – переводчики.

55

Гривна – денежная единица Древней Руси.

56

Паволока – тонкая ткань.

57

Узорочье – украшения и дорогие ткани с красивым узором.

58

Волхвы – название в Древней Руси служителей дохристианских культов, а также восточных мудрецов.

59

Кудесник – волшебник, колдун.

60

Искоростень – древлянский город, сегодня город Коростень Житомирской области.

61

…Ольга с сыном своим Святославом… – Ольга – княгиня Ольга (?-969). После смерти мужа, князя Игоря, она стала управлять государством (945–957), т. к. их сын князь Святослав был ещё ребёнком.

62

Вышгород – город на Днепре, сегодня районный центр Киевской области.

63

Щеляг – монета, рало = соха – орудие сельскохозяйственного труда.

64

Ясы, касоги – предки осетин и черкесов.

65

Перяславец – город дунайских болгар (близ современного г. Тулча в Румынии).

66

И заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром… – Ярополк – старший сын Святослава, стал княжить после смерти отца с 972 г. по 980 г.). Олег – вскоре погиб. Владимир – (?-1015) – княжил после смерти брата Ярополка с 980 г. по 1015 г.

67

Ярослав – Ярослав Мудрый (около 978-1054), с 1119 г. – великий князь киевский. Он сын Владимира Святославича, крестившего Русь.

68

При Ярославе была расширена и укреплена территория Киева.

69

Георгий – христианское имя Ярослава Мудрого; Ирина – имя жены Ярослава Мудрого.

70

Черноризец – монах.

71

Поп (разговорное) – священник.

72

… В распрях и междоусобиях… = в борьбе друг с другом (= между собой)

73

«Поучение» Владимира Мономаха содержится в Лаврентьевском списке «Повести временных лет» под 1096 г. Владимир Мономах (1053–1125) был киевским князем с 1113 г.

74

Русская Правда – сборник русских законов XI–XIII вв., важнейший памятник древнерусского права. Создание «Русской правды» начинается при Ярославе Мудром.

75

Гривна – денежная и весовая единица в Древней Руси, слиток серебра. Например, 40 гривен равны 8 кг серебра.

76

Тиун – представитель княжеской администрации, исполнявший судебные функции.

77

Смерд – так назывались крестьяне до принятия ими христианства.

78

Холоп – в X – начале XVIII вв. феодальнозависимые люди, по правовому положению близкие к рабам.

79

Яса, по-русски – «приказ», «закон» (по-монгольски – «ясак», по-турецки и по-персидски – «яса»).

80

См., напр., главы о Ясе из сочинения А. М. Джувейни «История завоевателя мира» в переводе с персидского В. Ф. Минорского; фрагменты Ясы, приведённые Рашидом Эд-Дином и Макризи, в переводе И. Н. Березина и др. в кн. Г. В. Вернадского «История права», Санкт-Петербург, 1999.

81

Есть предположения историков, что пересмотр и расширение Ясы было, очевидно, сделано на Курултае в 1218 г., а в 1225 г. была утверждена её окончательная редакция.

82

Тем – родительный падеж множественного числа от слова «тьма» (=десять тысяч).

83

Михаил Черниговский будет убит в 1246 г. при хане Батые в Сарае за то, что отказался поклониться монгольским (языческим) идолам. Тогда же он был канонизирован Русской православной церковью как «святой благоверный князь Михаил Черниговский».

84

Неоднозначно относятся к Мстиславу Киевскому. Он был на киевском столе двенадцать лет, что являлось большой редкостью для того времени. Одни считали, что это случилось потому, что он являл собой классический образ великого князя. Другие говорили о его объективности в решении сложных вопросов, третьи видели в его поступках лишь «угодливость» различным противникам. Но сам факт неучастия в битве у реки Калки не украшал его образ. А татары, узнав об этом, когда он оказался в плену, не только не пощадили его, но с презрением бросили к тем раненым, убитым, пленным, которых накрыли страшным помостом – умирать в муках.

85

Преемники Чингисхана издали большое количество указов и распоряжений, известных часто под именем «ярлык». К ним относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Изучением содержания «митрополичьих» ярлыков занимались советские историки Г. А. Фёдоров-Давыдов, А. П. Григорьева, Л. А. Хорошкевич, И. А. Плигузов и др. В этих ярлыках были ссылки на «Великую Ясу» как основной правовой источник. «Митрополичьих» ярлыков сохранилось достаточное количество для исследования, чего нельзя сказать о ярлыках, выданных ханами русским князьям.

86

В 2005 г. в Казани был поставлен памятник Л. Н. Гумилёву за научные исследования в области истории и культуры степных кочевников, в том числе и татаро-монголов, их взаимоотношений с государством Русь, Россия.

87

Г. В. Вернадский считал, что «кочевой» народ – не значит «отсталый». Кочевые народы находились на разных уровнях развития. У Л. Н. Гумилёва есть выражение: «великая степная культура».

88

По этому поводу французский издатель Маркса Б. Гепнер в 1954 г. справедливо заметил: «То, что Россия была с такой неумолимостью осуждена человеком, который позднее дал ей политическую философию, представляет в истории исключительное событие».

89

Игумен – настоятель или помощник настоятеля православного монастыря.

90

Рака – большой ларец для хранения святых мощей.

91

Дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, распорядилась соорудить новую раку для мощей святого князя из первого серебра, добытого из рудников в её царствование. При императрице Екатерине II 30 августа 1790 г. мощи святого князя были торжественно перенесены в новую, Троицкую церковь. По церковным преданиям, мощи святого Александра Невского обладают чудесными целебными свойствами. Больные, прикасаясь к ним с верой, получали исцеление.

92

Существуют и другие гипотезы на этот счёт. Так, по мнению Б. А. Рыбакова, автором «Слова» был киевский посол в Галиции Пётр Бориславич, которого когда-то с оскорблением прогнал с княжеского галицкого двора дед Владимира Ярославича князь Владимирко Володарьевич. Боярин Пётр Бориславич был широкообразованным человеком, создателем «Мстиславской летописи». Он был наделён литературным даром. Так что и предположения Б. А. Рыбакова по поводу авторства «Слова» тоже имеют основания.

93

В «Повести» описываются события 1237 г., когда Рязань была захвачена и разорена ханом Батыем. В этом извлечении ясно видна одна из главных причин победы монголо-татар – раздробленность Русского государства, нежелание князей объединить силы против опасного врага.

94

Житие – биография того, кого канонизировала христианская церковь.

95

Князь Александр – князь Александр Ярославич Невский (1220–1263).

96

Александр Невский освободил Псков в марте 1240 г.

97

Чудское озеро расположено на границе Псковской области и Эстонии.

98

…некий царь – имеется в виду Батый – хан Золотой Орды.

99

Римско-католическая церковь стремилась проникнуть на территорию Русского государства. Отношение к католицизму на Руси в течение нескольких столетий было негативным потому, что оно проявляло агрессию в своей миссионерской деятельности на славянских и балтийских землях. Папство не один раз было союзником немецкой, шведской и польской интервенций на территорию Русского государства. Не смогли они с помощью оружия вторгнуться на Русь, когда там правил Александр Невский. Тогда стали обещать князю помощь в борьбе с монголо-татарами, если примет он католичество, но получили отказ. Как бы ни было тяжело татарское иго, но мусульманство было терпимо к православию, к русским национальным традициям. Александр Невский был великим не только полководцем, но и дипломатом. Он заключил политический союз с Золотой Ордой. Не было тогда на Руси возможности победить сильного врага с востока. В 1262 г. Александр Невский в Золотой Орде добился освобождения русских от участия в войнах на стороне монголо-татар.

100

Александр пошел к царю… – речь идёт о татарском хане.

101

Юрьев Немецкий – сегодня город Тарту в Эстонии.

102

Дворяне – новый тип служилых людей. За службу при дворе великого князя или в войске дворяне будут получать поместья. Но если вотчина боярина или князя передавалась по наследству от отца к сыну, то поместье давалось только на время службы. Это условное земельное владение окончательно оформится лишь в XV в.

103

Инок – монах в православии; обобщённое наименование монхов независимо от их сана.

104

Лавра – название наиболее крупных и важных по своему положению мужских монастырей. Настоятелями лавры являются местные епархиальные архиереи. Настоятелем Троице-Сергиевой лавры является патриарх.

105

В начале XVII в. иноки монастыря не только выдержали длительную осаду, но и смогли отразить врагов (польских интервентов). В это «Смутное время» они ухитрялись доставлять продовольствие, деньги, оружие самой Москве. См. подробнее в главе «Лица смутного времени».

106

Пресвитер – руководитель церковной общины.

107

Сергий умер в 1392 г. В 1422 г. его мощи были перенесены в серебряную раку. Доска гроба, в котором был похоронен Сергий, сразу после смерти и стала основой знаменитой иконы.

108

По некоторым источникам, Исидор был болгарином по происхождению.

109

Уния – объединение, союз.

110

Кормление – система содержания должностных лиц за счёт местного населения.

111

Термин «дети боярские» появляется в источниках разного характера начиная с 1432 г. Так первоначально назывались дети вольных княжеских слуг, бояр. В летописи они впервые упоминаются в рассказе (1433 г.) о переезде сторонников Василия II в Коломну и при описании Суходревского боя с татарами и междоусобной борьбы русских князей 1445 г.

112

Конкретные факты, указывающие на активность государева двора, исследовались историком А. А. Зиминым. Он отметил, что двор обеспечил князю победу над Дмитрием Шемякой: «Осенью 1445 г. в Переяславле „все князи и бояре его, и дети боярские, и множество двора его от всех градов“ встречали Василия II. В заговоре против Шемяки летом 1446 г. приняли участие „многие дети боярские двора великого князя“. Весной 1449 г. они же под руководством И. В. Стриги-Оболенского и Фёдора Басенка нанесли поражение войскам Шемяки под Костромой и в 1452 г. под Устюгом».

113

Повесть Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» – это произведение о великой драме, развернувшейся в результате присоединения Новгорода Иваном III, о сильной и властной женщине – истинной дочери независимого когда-то великого «вольного» города, о её величии и бесстрашии, проявленных в это роковое для таких, как она, новгородцев время.

114

По утверждению историка В. Б. Кобрина, битьё кнутом на площади тогда не воспринималось как нечто позорное. Это просто был один из видов наказания за определённую провинность.

115

1444 г. – первое упоминание летописи о казаках, обитавших по Червлёному яру, имеется в рассказе о набеге ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский. Слово «казак» специалистами толкуется различно: 1) от «косогов» – народа кавказского, 2) от «казар» – народа скифского, 3) от «Касахии» – закавказской области, упоминаемой Константином Багрянородным, 4) от «каз» – тюркского слова, означавшего «гусь», 5) от «ко» и «зах» – монгольских слов, означавших: первое – «броня, латы, защита», а второе – «межа, граница, рубеж»; откуда «ко-зах» значит – «защитник границы», 6) от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в XIV в., 7) от именования этим именем у бухарцев киргизов, 8) от значения этого слова на половецком языке – «страж, „передовой“, – но ни одно из этих толкований не может быть признано безусловно правильным.

116

Как отмечалось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, «единственным их занятием была война с татарами и турками, а со времени введения унии – и с поляками, когда казаки явились защитниками православия». Позже казаки будут делиться на реестровых малорусских поляков в Польше и городовых в пограничных городах Московского государства. Помимо участий в военных событиях, казаки занимались и земледелием. Но во время смут и крестьянских войн XVII–XVIII вв. они становились их движущей силой, зачинщиками восстаний и доставляли немало хлопот правительству. Это позже они станут официальными правительственными войсками.

117

Крепостное право – это личная поземельная и административная зависимость крестьян от феодала.

118

Юридически, как окончательное прикрепление крестьян к земле, крепостное право было оформлено в России не сразу. Но Судебник 1497 г. начал его юридическое оформление, а Соборное уложение 1649 г. завершило этот процесс.

119

Позже женский Покровский монастырь в Суздале станет обителью ещё не одной знатной невольницы, в том числе и первой жены Петра I несчастной Евдокии Лопухиной.

120

По поводу оценки Ивана IV как исторической личности и сегодня существуют различные мнения. Подробнее об этом см. в главе «Иван IV».

121

После смерти супруга у Елены Глинской фаворитом был князь И. Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский. Это возродило слухи о том, что Василий III не является биологическим отцом Ивана IV. Антропологическая характеристика черепа Ивана IV, сделанная М. Н. Герасимовым (советский антрополог, скульптор, археолог), сравнительный анализ внешности его предков опровергли эти слухи: Иван IV – сын Василия III, о чём упоминается выше в этой книге.

122

Нет свидетельств, что юный Иван приказал убить Шуйского. Но этот князь, как представитель семьи, которая способствовала процветанию хищений и беспорядков, настолько был всем ненавистен, что его просто, не дожидаясь суда, умертвили по инициативе противоборствующей группировки старомосковских бояр Воронцовых. А вообще, в годы детства Ивана IV шла борьба за власть между Шуйскими (Рюриковичами) и Бельскими (Гедиминовичами). Некоторые авторы считают, что ожесточённость распрей между ними оказалась спасительной для ребёнка – великого князя Ивана, т. к. отвлекала внимание о него и сохранила в целости его владения.

123

Старец – монах, достигший высокой степени аскетизма.

124

Уния – объединение, союз.

125

В середине века концепция «Рима вечного» и связанной с ней идеи переноса центра мировой власти была популярна у многих народов (Священная Римская империя Габсбургов, Франция, Испания и др.).

126

Регалия – предмет, являющийся символом монархической власти. Традиционно такими регалиями в разных странах были: корона (венец) – драгоценный головной убор, держава – золотой шар с крестом наверху, скипетр – жезл с драгоценными камнями и резьбой, меч. Однако в каждом государстве кроме общепринятых регалий были и свои собственные. При венчании на царство Ивана IV на него были возложены животворящий наперсный (нагрудный) золотой крест, бармы (драгоценные оплечья в торжественной одежде у византийских императоров, московских князей и царей) и царский венец – древняя великокняжеская шапка Мономаха; ему также был вручён скипетр.

Шапка Мономаха – золотой филигранный остроконечный головной убор с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей. По легенде конца XV – начала XVI вв., шапка Мономаха была прислана византийским императором Константином Мономахом Владимиру Мономаху. Дополнительно см. раздел «Владимир Мономах и Мономаховичи».

127

При венчании на царство Ивана IV в ритуальную церемонию был впервые введён обряд миропомазания. По представлениям христианской религии, нанесение на монарха святого мира (особого благовонного масла) освящало государя и наделяло его даром общения с Богом, ставя над всеми подданными.

128

Венценосный – от словосочетания носить венец.

129

Кормление – система содержания должностных лиц за счёт местного населения.

130

Местничество – система распределения служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков.

131

Местночтимые святые – святые, почитаемые в определённой местности, стране, но официально не канонизированные. Так было с памятью об убиенных Борисе и Глебе, которые тоже вначале считались святыми только на Руси, но вскоре были канонизированы Константинопольским патриархатом.

132

Издавна организовывали набеги на русские территории ногайские князья, ханы Казани, Астрахани, Крыма, находившиеся под покровительством Турции, что, естественно, сопровождалось грабежами, убийствами, уводом в плен славянского населения и продажей людей в рабство. И одной из задач внешней политики Руси, России, было решение проблемы усиления защиты своих границ на юге и востоке страны. Ещё при Иване IV Священная Римская империя и её союзники были заинтересованы в использовании российского военного потенциала. Они стремились вовлечь Россию в сферу имперской политики и направить её силы для борьбы с мусульманской Турцией, представляющей значительную угрозу и для Центральной, Южной Европы. Но Россия, активно включившаяся в европейскую международную политику, проводила самостоятельную линию в отношении Османской империи и Крыма. Она решительно отвергала попытки возложить на Москву основную тяжесть борьбы с этими государствами.

133

Опричнина – от слова-предлога «опричь» (кроме). Опричниной в XIV–XV вв. называли особое удельное владение женщин из великокняжеских семей или «вдовий удел».

134

Уделы, или удельные княжества, существовали на Руси с XII по XVI вв. Они являлись составной частью крупных великих княжеств и управлялись членами великокняжеской семьи. Удельную систему уничтожал ещё Василий III.

135

Воевода – в Древней Руси: начальник войска, а также области, округа.

136

В литературе существуют сообщения о многожёнстве Ивана IV. На территории усыпальницы московских великих княгинь и цариц женского Вознесенского монастыря находились захоронения четырёх жён Ивана IV: Анастасии Романовой, Марии Темрюковны, Марфы Собакиной, Марии Нагой. Четвёртый брак был разрешён Собором Русской православной церкви только ввиду того, что третий брак (с Марфой Собакиной) был лишь номинальным: царица внезапно умерла от какой-то неизвестной болезни, так и не став фактически супругой царя. Есть версии и о существовании других жён, называются даже их имена и фамилии, но достаточных достоверных сведений по этому поводу нет, тем более что по Уставу Русской православной церкви допускалось лишь три брака, причём второй и третий браки были возможны только после смерти предыдущей жены.

137

Лютер Мартин (1483–1546) – один из вождей Реформации, отрицавший непогрешимость решений Соборов, призывал к борьбе против папства в ходе Крестьянской войны в Германии. Лютеранство – одна из разновидностей протестантизма. Оно признаёт источником веры только Святое Писание, отвергая Церковное Предание, осуждает монашество, безбрачие духовенства. Лютеранство сохранило два таинства: крещение и причащение. Перевод Лютером Библии на немецкий язык имел огромное значение и для утверждения норм немецкого литературного языка.

138

Архимандрит – высшее духовное звание у монахов.

139

Юродивый – христианский аскет-безумец, обладающий, по мнению верующих, даром прорицания. Люди неверующие считали юродивых психически неполноценными людьми, Церковь же – сознательно ушедшими «от обычного употребления ума», обладавшими даром предвидения, говорившими правду «сильным мира сего», выступавшими в защиту слабых, страдающих. Многие из юродивых причислены Церковью к лику святых.

140

За свою жизнь Иван IV слышал немало предсказаний, которые сбывались, что отражено в разнообразных преданиях (письмах, мемуарах). Так, после взятия Казани он был в Троице-Сергиевой лавре и беседовал там с Максимом Греком, который почему-то не одобрил путешествий царя с царицей Анастасией и малолетним сыном по дальним монастырям. Он сказал, что если царь хочет проявить свою благодарность Богу, то пусть, в первую очередь, окажет помощь вдовам, сиротам, матерям, которые потеряли своих кормильцев при покорении Казани. А если он этого не сделает, то Бог может и у него отнять сына. По мнению современников, вероятно, царь был невнимателен к этим словам… Вскоре погиб его малолетний сын. Некоторые сегодня считают, что несчастный случай, приведший царевича к гибели, подстроен и связывают его с проявлением ненависти к царю со стороны его оппозиционеров.

По другому преданию, царь с царицей Анастасией и детьми Иваном и Фёдором пришли навестить смертельно заболевшего юродивого – знаменитого Василия Блаженного. Тот обратился к царевичу Фёдору со словами: «Ты наследник». И ведь действительно, этот слабый и больной мальчик станет царём. А здоровый, образованный, подготовленный к управлению государством царевич Иван умрёт. Были и другие предсказания царю.

141

Потом были шумные сообщения в прессе, что ртутью тогда обычно лечили венерические заболевания, поэтому сделали вывод, что Иван IV страдал этим недугом. Позже выяснилось, благодаря биохимическому анализу, что ни царь, ни его сын никогда не были венерическими больными.

142

Так обычно изображают святых, но бывало, что на русских иконах так изображали и некоторых великих князей, тоже не канонизированных.

143

Теперь она находится в Третьяковской галерее.

144

Всплеск интереса к «Истории…» Н. М. Карамзина произошёл и в перестроечные годы. Подписка на изданный вновь труд этого историка XIX в. прошла с огромным успехом, так и отдельные тома-сборники его произведения сразу же раскупались.

145

Парадоксально, но факт, что именно будущие декабристы Никита Муравьёв, Михаил Орлов, по свидетельству А. С. Пушкина, не сказали доброго слова в адрес «Истории…» Карамзина, а высказали лишь критические замечания по поводу жанра и стилистики этого литературно-исторического произведения. Некоторые остряки высмеивали его и создавали даже пародии на высказывания Карамзина, типа: «Спасительной пользы самодержавия… ибо редко основатели республик славятся нежной чувствительностию». Но и самому Пушкину приписывали когда-то нелицеприятную эпиграмму на Карамзина, в которой были отмечены те же его черты, что и у пародистов. Позже поэт раскаивался в этом: «Мне приписали одну из лучших русских эпиграмм; это не лучшая черта моей жизни». И вообще, он подчеркнул: «Повторяю, что „История государства Российского“ есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека».

14 декабря 1825 г. Карамзин тоже был на Сенатской площади. Он уговаривал восставших прекратить бунт и, в общем-то, рисковал жизнью. Ведь был же смертельно ранен герой войны 1812 г. М. М. Милорадович, тоже пытавшийся своими речами усмирить бунтовщиков. Но и Карамзин смертельно пострадал тогда в этот декабрьский день. Он простудился, заболел и умер почти на два месяца раньше пяти казнённых предводителей восстания.

146

Но сохранились, к счастью, в первозданном виде некоторые материалы местных учреждений, документы, выданные в Москве, дошедшие до адресатов разных областей в монастырских канцеляриях, в дьячих избах городов, существуют архивы частных лиц и т. д. Все они являются важными источниками по истории XVI в.

147

В. Г. Манягин называет себя «русским православным монархистом» и в православных и патриотических изданиях печатается с 1996 г.

148

«Задонщина» – произведение древнерусской литературы, посвящённое битве 1380 г. на Куликовом поле, расположенном в верховьях Дона, где впадает в него река Непрядва. Это было первое большое сражение русского объединённого войска против монголо-татар и первая его значительная победа. «Задонщина» была создана вскоре после Куликовской битвы.

149

великому князю Дмитрию Ивановичу – Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) – великий князь московский с 1359 г. и великий князь владимирский с 1362 г. прозванный Донским за победу в 1380 г. на поле Куликовом – первую победой Руси над монголо-татарами.

150

И брату его князю Владимиру Андреевичу… – Владимир Андреевич Храбрый (1353–1410), князь серпуховско-боровский, двоюродный брат Дмитрия Донского.

151

Митрополит – в XV в. глава Русской православной церкви; архиепископ (старший епископ) – священнослужитель высшей степени христианской церковной иерархии; игумен – монах, настоятель (глава) монастыря или храма.

152

Иван III – Иван Васильевич (1440–1505), великий князь московский (с 1462).

153

Ахмат, Ахмед (?-1481) – хан Большой Орды (с 1465). Неудачный поход Ахмата на Москву в 1480 привёл к окончательному освобождению Руси от монголо-татар.

154

Сих = этих.

155

… неверные – так называли тех, кто не принадлежал христианской православной вере.

156

сие = это.

157

Хожение = хождение. Литературный жанр, рассказ о путешествии.

158

Афанасий Никитин (умер до 1475) – тверской купец, автор «Хождения за три моря» – рассказа о путешествии в Индию (1471–1474) и описания этой страны. Начало путешествия Афанасия Никитина было трагическим. Он отправился с товаром в Ширван (Северный Азербайджан) и был по дороге ограблен татарами. Он не захотел вернуться домой, т. к. не смог бы отдать долги за украденные у него товары. Никитин отправился на юг в надежде заработать деньги и вернуться домой. Из Дербента он пошёл в Баку, а затем через Гурмыз – в Индию. Он, очевидно, так и не заработал тех денег, которые потерял. Но зато плодом его путешествия стали бесценные записки «Хожение за три моря». Афанасий Никитин не дошёл до своей родной Твери. Он умер на территории Великого княжества Литовского. А его «Хождение…» попало в летописные своды.

159

«веруют в Бута» – т. е. в Будду (в переводе с санскрита – просветленный, постигший высшую истину).

160

Уповаю = надеюсь.

161

Амброджо Контарини (умер в 1499) – посол Венецианской республики при дворе персидского шаха Узун-Гасана. А. Контарини пробыл в России с 25 августа 1474 г. по 21 января 1477 г.

162

«Более десяти наших стаийев…» = 20 кг. (Стаий – мера сыпучих тел в Италии, равная примерно 2 кг.)

163

Маркет – мелкая венецианская монета.

164

М. Литвин описывает события XVI века.

165

«… мосхи…» – так называли литовцы жителей Московии.

166

Шинок – кабак – дом, где продавали алкогольные напитки в розлив.

167

Джованни Паоло Компани – иезуит, дипломат, член папской миссии Антонио Поссевино, прибывшей в Москву для примирения России и Польши в 1581 г.

168

Осенить себя крестом = креститься.

169

Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584) – великий князь «всея Руси» (с 1533), первый русский царь (с 1547).

170

Курбский Андрей Михайлович(1528–1583) – князь, боярин, писатель. Был одним из близких людей молодого царя Ивана IV, участником Казанских походов, воеводой (военачальником) в Ливонской войне. В 1564 г. он бежал в Литву, т. к. боялся репрессий грозного царя. В Литве он стал членом королевской рады (= совета представителей), участником войны с Россией, автором многих сочинений, в том числе трёх посланий к Ивану IV и «Истории о великом князе Московском». Князь Курбский в своих посланиях к царю защищал права и привилегии бояр.

171

Крон (Кронос) – в греческой мифологии отец Зевса, кровожадный пожиратель (пожирать = поедать) своих детей.

172

Очевидно, имеется в виду Малюта Скуратов – Г. Л. Скуратов-Бельский (?-1573), дворянин, приближённый Ивана IV, глава опричного террора.

173

Низвергся = пал (падать).

174

Письмо Ивана IV А. Курбскому написано 5 июля 1564 г.

175

Англичанин Джером Горсей появился в Москве в 1572 г., много лет жил в России и сделал блестящую дипломатическую карьеру.

176

«…Царь…» – царь Иван IV.

177

Бельский Б. Я. (умер в 1611) – один из претендентов на русский стол в 1598 г., соперник Бориса Годунова, при Лжедмитрии I – боярин.

178

Вещуньи – предсказательницы.

179

[179] Сокровище =драгоценность = ценность.

180

[180] Борис Годунов (1552–1605) – брат жены царевича Фёдора Иоанновича, будущего царя. После смерти царя Фёдора Иоанновича Борис Годунов станет царём. Он первый избранный российский царь.

181

[181] «…царевичу…» – Фёдору Иоанновичу.

182

Завещание – распоряжение человека об его имуществе в случае смерти. У главы государства может быть и политическое завещание.

183

Иван IV Васильевич (1530–1584) – стал великим князем «Всея Руси» в 1533 г., а царем – в 1547 г. Значит, царствовал он 37 лет.

184

«… на греческую церковь…» – православие, одно из направлений христианства, организационно оформившееся в XI в. в результате разделения церквей. Православие сложилось на территории Византии.

185

«… учение папы…» – имеется в виду католицизм (одно из направлений христианства). В католицизме папа Римский считается наместником Иисуса Христа на земле.

186

Гейс (Гизен) Стефан – член посольской свиты Николая Варкоча, посла австрийского императора Рудольфа II к царю Федору Ивановичу. Гейс был в Москве в июне – декабре 1593 г.

187

Жак Маржерет – родился в середине XVI в. во Франции. Он был солдатом-наёмником в армиях различных европейских стран, в том числе и в России.

188

Деннинг – мелкая монета.

189

Патриаршество – система церковного управления во главе с патриархом, установленная в России в 1589 г. и просуществовавшая до 1721 г. Тогда начался синодальный период в истории русской церкви. Ею управлял Святейший правительственный Синод с обер-прокурором (мирянином) во главе. В ноябре 1917 г. была восстановлена патриаршая форма управления Русской православной церковью.

190

Интересно наблюдение исследователей: к началу XVII в. заканчивается правление не только династии Рюриковичей в России, но и Валуа во Франции, Тюдоров в Англии, Ависов в Португалии, Пржемысловичей-Люксембургов в Центральной Европе. И придут к власти новые династии. Нет единого мнения по поводу этого совпадения, а некоторые исследователи его вообще не замечают.

191

Келарь (от лат. cellarius – кладовщик, эконом) – монах, заведующий монастырским хозяйством.

192

Окольничий – придворный чин и должность в Русском государстве XIII – начала XVIII вв. Окольничий возглавлял приказы, полки. С середины XVI в. – второй думный чин Боярской думы.

193

По странному совпадению, к началу XVII в. новая царствующая династия придёт к власти не только в России, но Бурбоны придут на смену Валуа во Франции, появятся Стюарты вместо Тюдоров в Англии, Габсбурги после Пржемысловичей-Люксембургов в Центральной и Юго-Западной Европе и т. д.

194

Уходя из Новгорода, шведы захватили с собой новгородский архив, который хранит бесценные сведения по истории России. Подавляющая часть документов недоступна русским учёным до сих пор.

195

Рукоположение – в христианской церкви: посвящение в духовный сан возложением руки епископа, патриарха на голову посвящаемого.

196

«Симфония» (от греч. sumjwnia созвучие) – сложившийся в Византии союз Церкви и государства, юридически закреплённый в VI в. законодательством Юстиниана I. Традиционно православие считало «симфонию» идеальной формой церковно-государственных отношений, противопоставляя её идее отделения Церкви от государства.

197

Как отметят позже историки, объективными причинами поражения были хозяйственное разорение страны в период Смуты, отсталость государственной и военной организации в России, осложнённые набегами татар в это время.

198

Стихира – церковное песнопение; стихи, написанные одним размером, чаще всего на основе сюжетов из Священного Писания.

199

В знаменитой песне о Степане Разине говорится о том, что он бросает в Волгу персиянку – «красавицу княжну» со словами:

Волга, Волга, мать родная,

Волга – русская река,

Не видала ты подарка

От донского казака!

Здесь описаны события, которые действительно происходили. Н. И. Костомаров считает, что, обращаясь к Волге, Стенька «следовал народному поверью – бросить что-нибудь в реку из благодарности после водного пути, – поверье языческих времён, когда реки считались одушевлёнными существами».

Есть предание, что «грозный атаман» перед казнью пообещал, что вернётся в Россию через сто лет, а потом ещё через сто лет. Через первые сто лет объявится Емельян Пугачёв – предводитель новой крестьянской войны. А ещё через сто – родится В. И. Ульянов-Ленин.

200

Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви. Его сторонники отказались принять церковные реформы, проведённые патриархом Никоном во второй половине XVII в. Но несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста. Многие исследователи этой проблемы считают, что настоящая причина раскола заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью патриарха, что наносило удар по соборности, по автономии церкви, устанавливало в ней единовластие. Социальная неоднородность сил, поддерживающих раскол: родовитые бояре, богатые купцы, крестьяне, городская беднота, – характерная черта старообрядчества. Немало старообрядцев погибло при царе Фёдоре Алексеевиче, во время правления царевны Софьи Алексеевны при малолетнем Петре I.

201

Двоеперстное (или троеперстное) (от слова перст = палец) крестное знамение – когда при совершении крестного знамения (молитвенного жеста рукой, изображающего крест) молящиеся соединяют, складывают вместе два (или три) пальца.

202

В ХV в. Грузия распалась на отдельные царства, что обессилило ее. Турки и персы не раз опустошали земли Грузии, насильно распространяли там магометанство, многие грузины были переселены в Персию. В XVII в. в союзе с Россией Грузия ведёт освободительную борьбу с Персией, Турцией.

203

Касимовское царство – удельное княжество на Оке, близ Рязани. Во второй половине XV-ХVII вв. оно выделялось московскими князьями татарским «царям» и «царевичам», переходившим на русскую службу.

204

Сибирское ханство образовалось в Западной Сибири в конце XV в. в результате распада Золотой Орды. В 1555 г. хан Едигей признал вассальную зависимость от Москвы, которую отверг в 1572 г. хан Кучум. В 1582 г. Ермак положил начало присоединению Сибирского ханства к России, которое завершилось уже к концу XVI в.

205

С. В. Максимов (1851–1901) – писатель, путешественник-этнограф. Его книга «Куль хлеба» опубликована в 1873 г. Он написал её на основе глубокого изучения жизни, труда, быта русского крестьянина. Эта книга стала ярким событием в литературной жизни России, её называли «энциклопедией крестьянского труда». Её высоко оценивали И. С. Тургенев, А. П. Чехов и др.

206

Н. Я. Плевицкая – знаменитая русская певица начала ХХ в. После Октябрьской революции – эмигрантка. Первая часть книги была опубликована в Берлине в 1925 г., вторая – в Париже в 1930 г. Н. Плевицкая родилась в крестьянской семье, хорошо знала быт крестьян, их нравы – отношение к труду, которые во многом не изменились вплоть до ХХ века.

207

Царь Фёдор Иоаннович (Иванович) – сын Ивана IV, последний русский царь (с 1584) из Рюриковичей.

208

Борис Годунов (1552–1605) – русский царь с 1598 г.

209

Дерзать = решаться.

210

Царевич Фёдор – сын царя Бориса. Он был убит вместе с матерью боярами, когда Лжедмитрий I пришёл в Москву.

211

Отрок – мальчик в возрасте между ребёнком и юношей.

212

Расстрига – духовное лицо, лишённое сана. Здесь: Лжедмитрий I.

213

Царь Василий Шуйский – политический деятель конца XVI – начала XVII вв., царь (1606–1610). Он происходил из старого рода суздальских князей.

214

Бурх Альберт Кунратс – голландский посланник. Он был в Москве как дипломат в 1630–1631 гг.

215

«…Царь…» – царь Михаил Фёдорович Романов – первый царь из династии Романовых, избранный на царство на Земском соборе в 1613 г.

216

Корчма – место, где торговали алкогольными напитками.

217

Адам Олеарий (1603–1671) – немецкий путешественник, придворный советник герцога Шлезвиг-Голштинского. Он дважды посетил Россию в середине XVII в.

218

Р. Х. – Рождество Христово.

219

Его царское величество… царь Михаил Фёдорович (1596–1645) – первый царь из рода Романовых. В 1613 г. его, 16-летнего юношу, избрали царём на Земском соборе. Романовы будут управлять Россией до февраля 1917 г.

220

Всадник, вонзающий копьё в дракона… – изображение святого Георгия на русском гербе.

221

Тираном Иваном Васильевичем… – Омарий, возможно, имел ввиду Ивана IV (Грозного), но те события, которые он в данном случае описывает, происходили при великом князе московском Иване III, которого тоже называли Грозным, как позже и его внука.

222

Изображение двуглавого орла на русском гербе появилось после женитьбы великого князя московского Ивана III в 1472 г. на византийской царевне Софье Палеолог. Этот брак способствовал провозглашению Русского государства преемником Византии.

223

Пуд – 16 кг.

224

Часовня = небольшая церковь.

225

Соизволение = разрешение.

226

Рейтенфельс Якоб, уроженец Курляндии, в 1670–1673 гг. жил в Москве.

227

Де ла Невилльбыл в России несколько месяцев в 1689 г. Как он сам позже говорил, он, являясь дипломатически агентом Франции, в Москве называл себя польским посланником и получил задание определить позиции России в отношении Швеции и Бранденбурга. Известно, что Невилль – иезуит. Он был тесно связан с руководством своего ордена. Именно туда в первую очередь и поступала его информация о России.

228

«… Царевна…» – Софья Алексеевна(1657–1704), русская царевна, правительница Русского государства в 1682–1689 гг. при двух царях – её малолетних братьях Иване V и Петре I. Софья пришла к власти с помощью князя В. В. Голицына и была свергнута Петром I, заключена в Новодевичий монастырь.

229

Пётр I Великий (1672–1725) – русский царь с 1682 г. (правил с 1689), первый российский император (с 1721).

230

Голицын Василий Васильевич (1643–1714) – князь, фаворит правительницы Софьи.

231

Де ла Невилль был знаком с князем В. В. Голицыным, относился к нему с глубокой симпатией и состраданием к его нелёгкой судьбе. Это особенно заметно, если сравнить характеристики, данные Невиллем царям Ивану, Петру и Голицыну.

232

Маскевич Самуил (около 1580–1632) – польский дворянин, писарь. Неоднократно и подолгу бывал в России.

233

Омерзеть = опротиветь; омерзение = отвращение.

234

Ганс Мориц Айрман (1641–1710), родился в Нюрнберге. С 1666 г. на шведской службе, а в 1669 г. побывал в России в составе свиты шведского посла графа Христиана Горна.

235

Достаточность = обеспеченность

236

Иоганн Филипп Кильбургер (ум. 1721) был в Москве в составе шведского посольства графа Г. Оксеншерны. Позднее он стал секретарём шведской королевской Коммерц-коллегии.

237

Особливо = особенно.