КалейдоскопЪ

Политика протекционизма и меркантилизма

В 1630 г. из двинских таможенных книг была сделана 191 выпись с указанием названий и количества товаров, отправляемых из Архангельска в Москву. Несмотря на то, что более /4 выписей предназначались русским купцам, и только 50 выписей – немцам, голландцам и датчанам, а одна выпись – англичанину, начиная с 20-х годов регулярно идут коллективные челобитные русских купцов против допуска на внутренний рынок иноземцев. Известны обращения 1627, 1635, 1637 и 1639 гг., 1646, 1648, 1652 и 1660 гг. Ответом на челобитные стала отмена в 1649 г. привилегий английским купцам. В то время как голландские купцы в середине XVII в. могли даже состоять в числе русских гостей, выполняя в Амстердаме государственные поручения, и приравнивались по оплате пошлин к русским купцам. Потребность в поддержке со стороны европейских государств диктовала правительству необходимость предоставления льгот иноземному купечеству.

Значительно упростил систему обращения товаров на внутреннем рынке торговый устав 1653 г., который ввел единые меры хлеба, весы, сажени, аршины и зависимую от стоимости продаваемых товаров единую пошлину для русских купцов – 5 % (с продажи соли 10 %) и столько же с денег, оплачиваемых за товар, т. е. всего 10 %. Для товаров, вывозимых ими за рубеж, устанавливалась льготная пошлина. Иностранцы платили в случае торговли вне Архангельска 12 % единой пошлины и по 2 % стоимости за привоз и вывоз товара, т. е. 16 %.

Новоторговый устав 1667 г. также призван был защищать интересы русского купечества, фактически увеличив для иноземцев единую пошлину, которую они были обязаны вносить только ефимками и золотом сразу за весь товар по установленному правительством курсу, и одновременно повысив для них проезжие пошлины. Иностранным купцам разрешалось торговать только в Архангельске, Пскове, Новгороде и Смоленске, запрещалась розничная торговля, сговор по вопросам повышения цен и купля-продажа товара между собой.

Правительство стимулировало приток валюты не только за счет сбора пошлины с иностранцев и зарубежных товаров, но и создавая условия для вывоза товара, как русскими, так и иностранными купцами. Последние имели право беспошлинной покупки товара, за который должны были расплачиваться золотыми и ефимками. Высокие пошлины устанавливались на заморские вина. Так же ограничивался привоз предметов роскоши. Если торговец вез золото, серебро или дорогие шелковые ткани, он должен был представить их в Москве на Казенный двор, так как некоторые дорогие товары закупались прежде всего для казенных надобностей. Уже в 1630 г. среди купцов, торговавших этой категорией товаров, удельный вес русского купечества был даже больше, чем среди всех торговых людей, реализующих иноземные товары: 48 человек из 58. Таким образом только примерно /6 часть составляли восемь немцев, один датчанин и один англичанин. Среди русского купечества, выходящего на внешний рынок, были не только московские гости, но и воложане, торговые люди из Мурома, Суздаля, Воронежа, Ярославля, Костромы, Галича и других уездных городов. Все полученные ими в ходе торговых операций ефимки сдавались в Новгородскую четь в Москве. Россия не имела собственного серебра и основным источником его получения была внешняя торговля. Стремясь пополнить государственную казну, правительство предприняло в 1654 г. попытку замены серебряных денег на медные. Были сохранены серебряные деньги только крупного достоинства. Введение в оборот большого массива медных монет, а также их подделка привели к их обесцениванию и расстройству всей финансовой системы. Правительство было вынуждено вернуться к практике чеканки серебряных монет разного достоинства.

Проводимая в XVII в. экономическая политика с элементами меркантилизма (преобладание экспорта над импортом) и протекционизма по отношению к русским купцам была обусловлена фискальными интересами государства, заботой о поддержании их платежеспособности. Большой урон торговым людям наносили дополнительные сборы десятой и пятой деньги, особенно во время войны с Польшей 1654–1667 гг. в целях пополнения казны. В 1662 г. была предпринята попытка введения государственной монополии на торговлю пенькой и другими прибыльными товарами. По тем же причинам правительство допускало иностранных купцов к внутреннему рынку на условиях выплаты повышенных пошлин, что объективно противоречило интересам русского купечества и препятствовало накоплению у них крупных торговых капиталов за счет монопольного права на торговлю иноземными товарами.

Попытки регулирования ценообразования

Правительство активно регулировало вопросы торговли хлебом, предписывая в случае спекулятивного роста стоимости осуществлять его продажу по указанным или «умеренным» ценам. При этом оно стимулировало приток хлеба на рынок через запрещение его хранения в скирдах – немолоченный хлеб подлежал конфискации. Стремление купечества понизить пошлину за счет записи товара по цене ниже продажной заставило правительство вмешаться в вопросы внешней торговли, в частности, кожей, установив в 1687 г. единую записную цену на юфть. Сохранялась также монополия государства на торговлю вином. Одним из источников формирования частных капиталов являлись откупные операции, но в 1653 г. откупа на сбор пошлин были отменены по требованию торговых людей, жалующихся на разорение от откупщиков. Сохранились только адресные откупа на определенный срок на отдельные виды промыслов и торговли. Правительством запрещалась скупка съестных припасов, сена, золы у привозивших их в город крестьян в целях предотвращения спекуляции жизненно важными товарами.