КалейдоскопЪ

Культура и наука в России в первой половине XVIII в.

Общая характеристика культуры и науки в период петровских преобразований

Масштабные перемены в экономической, политической и социальной жизни были невозможны без квалифицированных специалистов, культурный уровень которых соответствовал бы новым требованиям. К тому же повышение этого уровня открывало перспективы новых начинаний и реформ. Начавшееся еще в XVII в. обмирщение русской культуры привело не только к ломке прежних консервативно-религиозных ментальностей, но и появлению системы светского образования, имевшей практическое предназначение. Еще в 1687 г. в Москве была основана братьями Иоанникеем и Софронием Лиосудами Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей «всякого чина, сана и возраста». В петровскую эпоху были учреждены Пушкарская (в 1699 г.), в ходе Северной войны – Навигацкая, Инженерная и др. школы, готовившие офицерские кадры среднего и высшего звена. Цифирные школы, появившиеся в различных городах, готовили чиновников, гарнизонные – обучали солдатских детей, горнозаводские – специалистов инженерно-технического дела, епархиальные – священнослужителей. Возникли и другие учебные заведения (медицинские, художественные).

При верфях в Петербурге, Ревеле, Воронеже для «плотниковых детей» были организованы «русские школы» – в них учили письму и арифметике, основам плотницкого дела и кораблестроительного искусства.

В царствование Петра I было положено начало архитектурной планировке городов (Петербурга и его пригородов). Значительный вклад в создание петербургских и петергофских ансамблей внесли приехавшие в Россию скульптор К.Б. Растрелли и архитектор Д. Трезини. Живопись также стала привлекать внимание русской знати – в Петербурге – в Летнем дворце царя Петра I, дворце А.Д. Меншикова и др. местах устраиваются частные картинные галереи. Портретная и батальная живопись приобрели большую популярность. Даровитые русские художники – И. Никитин и др. создали впечатляющие портретные полотна. Расцвело гравюрное искусство (А.Ф. Зубов, И. Адольский и др.). Привычный бытовой уклад постепенно менялся.

Привитие новых культурных навыков в немалой мере связано с появлением общедоступного театра. В 1702 г. на Красной площади в Москве для постановки спектаклей специально была возведена «Комедиальная деревянная храмина». В течение ряда лет в этой «храмине» давали представления артисты театральной труппы из немецкого города Данцига под руководством Ягана Куншта. Спектакли сопровождались переводом на русский язык. Театр полюбился москвичам, вскоре пьесы стали ставить студенты Московской Славяно-греко-латинской академии и Московской хирургической школы. По инициативе сестры царя – царевны Натальи возник театр в с. Преображенском, переведенный затем в новую столицу – Петербург.

Заметно изменился и быт горожан, особенно в столичных центрах. С 1698 г. по возвращении из-за границы царь Петр собственноручно обрезал бороды встречавшим его боярам. И хотя всеобщее брадобритие ввести не удалось из-за сопротивления церкви и укоренившихся в народе обычаев считать бороду признаком благочестия, как это и было предписано Стоглавым собором 1551 г., правительству пришлось пойти на уступки, правда, с выгодой для казны, взимая взамен бритья высокие налоги – с купцов по 100 рублей в год, с дворян – 60 рублей, горожан – 30 рублей (с выдачей особого удостоверяющего выплату налога «бородового» знака). Крестьянам не запрещалось носить бороды, но при въезде в город и при выезде из него они обязаны были уплатить по 1 коп. с бороды. Лишь духовные лица могли сохранить бороду без всякого платежа за нее. Введение брадобрития совпало с указами о смене старинной длинной одежды на короткие камзолы, а женщинам боярских и дворянских фамилий было предписано не носить впредь сарафаны и телогреи, заменив их на юбки и платье по «немецкой» моде.

С 1719 г. женщины высших сословий получили разрешение участвовать, наряду с мужчинами, в собраниях и балах – так называемых «ассамблеях», устраиваемых в домах знатных персон». С теремным затворничеством женщин было покончено – дочери и жены дворян и высших бояр должны были обучаться европейским модным танцам, светским манерам, умению с достоинством вести себя в общественной среде. Руководством для дворянской молодежи стали специальные книги – «Юности честное зерцало», «Приклады, како пишутся комплименты разные», в которых описывались правила этикета, принятого в образованном обществе Европы. Тем самым прежний патриархальный уклад жизни уступал место новому, основанному на рационализме и светской культуре.

Перемене подвергся и календарь – принятие в 1700 г. счета лет от «Рождества Христова», а не «сотворения мира», как было принято прежде, явилось важной вехой в культурных преобразованиях петровской эпохи. Новый год велено тогда же начинать с 1 января, а не с 1 сентября.

Вместе с тем, секуляризация культуры приобретала и гротескные формы. Злой сатирой на весь строй церковной службы приобрел «Всешутейший и всепьянейший собор», в котором бывший «дядька» царя Никита Зотов носил титул «князя-папы», облачался в патриаршее одеяние и предлагал его членам, носившим архиерейское платье, предаться в объятия «Бахуса», исполняя при этом под видом молитв непристойные песнопения. Частым посетителем «собора» был и сам Петр I, считавший его важным способом ломки традиционных представлений.

В 1719 г. в Петербурге открылся первый общедоступный музей – Кунсткамера, в которой были собраны различные «раритеты» (археологические и палеонтологические находки, анатомические и иные коллекции).