КалейдоскопЪ

Образование в первой половине XVIII в.

С целью приобщения молодых дворян к учению в 1714 г. указом царя Петра I им было запрещено вступать в брак без предъявления свидетельств о грамотности. В стране издавалась учебная и научная литература (как переводная, так и своя отечественная). Учебник преподавателя Навигацкой школы Л.Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная», изданный в начале XVIII в., пользовался популярностью еще много десятилетий. Успеху издательского дела способствовало введение в 1708 г. гражданского шрифта взамен церковного. С 1703 г. в Москве (затем в Петербурге) начала выходить первая печатная газета «Ведомости». В период 1699–1725 гг. в России было издано около 600 наименований книг, ведомостей и другой печатной продукции. Книги продавались в городских книжных лавках. Некоторые из книг русских авторов были переведены на иностранные языки и распространялись в Европе («Рассуждение о причинах Свейской войны» П.П. Шафирова, «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Прокоповича). Значительные по объему и содержанию домашние библиотеки имели многие частные лица – А.А. Матвеев, В.Н. Татищев, Д.М. Голицын, А.Д. Меншиков, Ф. Прокопович и др.

В 1705 г. в основанной В.А. Киприановым первой гражданской типографии печатались учебные пособия – плакаты по арифметике, в которых излагались правила арифметических приемов (с элементами алгебры, геометрии и тригонометрии), публиковались портреты великих математиков – Архимеда, Пифагора, Коперника и др.

Правительство царя Петра придавало особое значение изданию учебной литературы. Помимо вышеназванного учебника Л.Ф. Магницкого следует отметить широко распространенные среди офицеров русского флота учебник тригонометрии приглашенного в Россию шотландского профессора Форварсона, учебник Г.Г. Скорнякова-Писарева «Наука статическая или механика» (1722) и словарь иностранных слов – славяно-греко-латинский «Лексикон» (1704) Ф.П. Поликарпова.

Открывшаяся в 1701 г. в Москве Навигацкая школа была укомплектована учениками в возрасте 12–17 лет. Среди принятых попадались и неграмотные. Школа состояла из трех отделений – элементарного, в котором обучали основам грамоты, цифирного, знакомившего учеников с важнейшими сведениями по арифметике и в целом по математике, и навигацкого (или морского). Последнее отделение предназначалось только для дворян, в то время как в первые два принимали лиц из других сословий. Обучение в Навигацкой школе было рассчитано, как минимум, на 2–3 года. В 1715 г. старшие классы Навигацкой школы были переведены в Санкт-Петербург в основанную там Морскую академию.

Дворянские дети могли, кроме того, обучаться в специализированных Инженерной и Артиллерийской школах. Основанные в начале XVIII в. в Москве и Петербурге артиллерийские и инженерные школы в 1756 г. были объединены в дворянское учебное заведение, получившее в 1762 г. название «Артиллерийского и Инженерного шляхетного корпуса». Еще до этого – в 1731 г. с восшествием на престол Анны Иоанновны был основан первый «Шляхетный» кадетский корпус, предназначенный исключительно для обучения дворянских детей военным и частично гражданским наукам (географии, юриспруденции и др.), позднее названный «Сухопутным». К 60-м годам XVIII в. из его стен было выпущено свыше 1200 офицеров. Значительное число офицеров для флота, артиллерии, инженерного дела окончило Морской, Артиллерийский и Инженерный корпуса.

С созданием на Урале горнозаводской промышленности возникла потребность в квалифицированных специалистах.

В 20—30-е годы XVIII в. по инициативе В.Н. Татищева возникли горные училища при Верх-Исетском и других заводах.

Как видим, при крайне утилитарном государственном подходе к науке в первой половине XVIII в. предпочтение отдавалось специальным учебным заведениям, к числу которых относились и духовные. В 1708 г. царским указом предписывалось обучать «поповских и дьяконовых детей» в «греческих» и «латинских школах». Обязанность обучать своих детей в 1710 г. была, помимо священников, распространена и на всех церковнослужителей и даже «церковных сторожей». В первые два десятилетия XVIII в. наряду со Славяно-греко-латинской академией особую известность прибрел «коллегиум Максимовича» в Чернигове, впитавший в себя традиции возникшей еще в 1689 г. школы Лазаря Барановича и по уровню подготовки почти сравнявшийся с Киевской Могилянской академией. Популярны были также духовные школы в Ростове (руководитель – архиепископ Дмитрий), в Тобольске (руководитель – митрополит Филофей Лещинский), Новгороде Великом (руководитель – митрополит Иов), Москве (греческая школа Софрония Лихуда, существовавшая отдельно от академии), Смоленске (руководитель – митрополит Дорофей Короткевич), Казани (руководитель – митрополит Тихон) и ряд других. С учреждением Синода в 1721 г. все духовные школы были подчинены синодальной конторе во главе с архимандритом Гавриилом Бужинским, видным духовным философом и публицистом.

С середины 20-х годов XVIII в. схоластический дух, господствовавший в этих школах, подвергся критике со стороны Феофана Прокоповича. Было решено открыть духовные училища во всех епархиях, введя в их учебные программы, наряду с богословием, некоторые светские предметы – языки, математику, историю, географию и др.

Успешно развивалась духовная школа и во второй четверти XVIII в. К началу 30-х годов при епархиях насчитывалось более 40 начальных школ, в которых обучалось свыше 3000 человек. Правительство и Синод с этого времени начали расширять и сеть духовных школ типа средних учебных заведений, в которых в начальных классах уделялось больше внимания общеобразовательным предметам, а в старших богословию. К 60-м годам XVIII в. в 26 подобных школах обучалось 6000 учеников. Особенность духовных школ состояла в том, что они приближались к всесословным, в них был открыт доступ детям из разных сословий, за исключением крепостных крестьян. На Украине же духовные школы имели действительно всесословный характер, в них училась вместе с детьми людей «достаточных» сыновья мещан и казаков.

Для подготовки нижних армейских чинов в 1732 г. были учреждены «гарнизонные» школы, к которым в 1744 г. были присоединены остававшиеся кое-где цифирные школы. Широкая сеть подобных полковых, или гарнизонных, школ возникла на Украине в связи с административно-территориальным делением ее на казацкие полки (Полтавский, Миргородский, Лубенский и др.). Однако при всем при этом государство испытывало недостаток в специалистах и просто образованных людях. Так, в 60-е годы XVIII в. примерно 8 % отставных дворян, ушедших со службы по «Манифесту о вольности дворянской» 1762 г., были неграмотными, а около половины (47 %) получили лишь начальное образование.

Больших успехов достигло «лекарское» искусство и медицина в целом. В Москве в начале XVIII в. был создан госпиталь, при котором имелась Хирургическая школа, возглавлявшаяся голландским врачом и ученым Николасом Бидлоо. Ученики, которых в 1718 г. насчитывалось 33 человека, получали основательные знания по анатомии, хирургии, фармакологии. Другой формой подготовки кадров стали командировки за границу. Еще в 1697 г. в Англию, Италию, Голландию по приказу царя было отправлено для обучения наукам свыше 60 человек, треть из которых (23 человека) принадлежали к аристократическим родам, имели княжеские титулы (Петр Толстой, Борис Куракин и др.). Приобретя за границей знания и опыт, многие из них впоследствии стали видными военными и политическими деятелями. Так, Иван Иванович Неплюев, пройдя стажировку в итальянском флоте и участвуя в боях с турками, поступил в испанскую школу гардемаринов в г. Кадиксе. Вернувшись в Россию в 1720 г., перешел на дипломатическую и административную службу (резидент в Турции, участник дипломатических переговоров России с различными странами, в 1742–1758 гг. – наместник Оренбургского края). Отметим также деятельность Петра Васильевича Постникова, первого русского человека, ставшего в 1694 г. доктором медицины и философии Падуанского университета (Венеция). С 1701 по 1710 г. он исполнял обязанности неофициального русского агента во Франции.