КалейдоскопЪ

Архитектура, живопись и театр

Широкое развитие получила во второй четверти XVIII в. архитектура. Творения русских зодчих П.М. Еропкина, И.К. Коробова, М.Г. Земцова в Петербурге, И.Ф. Мичурина, Д.В. Ухтомского в Москве сочетали в себе новые, свойственные классицизму формы с отечественными традициями предшествующего времени.

С 40-х годов XVIII в. началась творческая архитектурная деятельность В.В. Растрелли (1700–1771), сына известного скульптора. В его произведениях прослеживается единство формы, живописности, оригинальности цветового решения, достигшее совершенства (перестройка в 1747–1756 гг. петергофского и царскосельского дворцов под Петербургом, постройки церкви святого апостола Андрея в Киеве, Смольного монастыря и др. зданий). В области скульптуры особенно знаменательны работы К.Б. Растрелли (1675–1744), работавшего в России с 1716 г. Он создал лучшие образцы парадного портрета в скульптуре – бронзовый портрет Петра I, бюст Меншикова, Анны Иоанновны с арапчонком.

В живописи в этот период складывается тип парадного портрета. Этот жанр активно развивали такие художники, как И.П. Аргунов, И.Я. Вишняков. В конце второй четверти XVIII в. в живописи нарастает реалистическая тенденция, особенно заметная в творческой манере А.П. Антропова. Однако в указанный период живопись, как правило, представляла собой часть декоративного искусства – как способ убранства дворцовых зал, внутренних покоев и нередко составляла элемент росписи потолков (плафонов) и наддверных поверхностей (десюдепортов).

Литературные (особенно драматургические) произведения способствовали развитию театральных искусства. С конца 40-х годов XVIII в. в Ярославле активно действовал театральный кружок, превратившийся в первую «театральную труппу российских актеров» во главе с костромским купеческим сыном Ф.Г. Волковым. Приглашенные в 1752 г. в Петербург артисты труппы фактически создали первый российский профессиональный театр, дававший спектакли в Головинском доме на Васильевском острове и возглавлявшийся директором А.П. Сумароковым. Тогда же театр появился и в Москве. Труппа, составленная из слушателей Московского университета и приезжих артистов итальянской оперы Локателли, пользовалась большой популярностью. В 1761 г. этот театр, добившийся известности, был переведен в Петербург.

С середины XVIII в. русская культура вступала в новый период своего развития – эпоху Просвещения.