КалейдоскопЪ

Просвещение

Основой развития культуры в обществе является просвещение. Организация его на государственном уровне относится к первой четверти столетия. К середине века осталось или получило развитие то, что было востребовано временем, что обслуживало интересы официальной России и церкви. От прошлого остались учебные заведения, готовившие специалистов, прежде всего в области военного дела. Выросла сеть духовных семинарий: богослужение велось по книгам, и определенный уровень грамотности и знаний для духовенства был необходим.

Государственная политика в области просвещения находилась под влиянием учения философов-просветителей, одним из главных постулатов которого было создание условий для того, чтобы человеческая личность имела возможность раскрыть все стороны своей натуры.

В государственной деятельности Екатерины II в первые годы ее восшествия на престол в данной сфере прослеживается период иллюзий, в основе которых было представление о возможности волею царствующей персоны кардинально обновить общество. В соответствие с этим один из сподвижников Екатерины II, И.И. Бецкой, действуя по ее поручению, разработал план воспитания «новой породы людей» – «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Он опирался при этом на учения английского философа Д. Локка и немецкого социолога Пуффендорфа, полагавших, что при рождении натура ребенка подобна чистому листу и дело педагога наполнить ее желаемыми качествами. С этой целью предполагалось учредить закрытые учебные заведения, куда должны были поступать дети четырех лет или несколько старше, и находиться здесь «безысходно», будучи изолированными от нежелательного воздействия извне до 19–20 лет. По замыслу такие «люди новой породы» будут соответственно воспитывать уже своих детей и т. д. И в итоге общество должно постепенно измениться, и все это благодаря мудрой, направляющей воле просвещенного монарха, которым Екатерина II полагала себя. Нужно ли говорить, что реальная жизнь опровергла эти надежды. Но идея о равных возможностях всех детей, без различия сословных принадлежностей, осталась. Она и положена была в основу проектов новых реформ в области образования, которые были разработаны. В них нашла свое выражение другая, но уже вполне рациональная задача: через посредство образования воспитать «человека-гражданина», основными чертами которого должны стать преданность царствующей персоне, любезному Отечеству и вере православной.

К разработке образовательной реформы подошли с большой обстоятельностью. Привлечены были видные специалисты, среди которых ведущая роль принадлежала сербу Ф.И. Янковичу, уже имевшему практический опыт проведения аналогичных мер в сербских православных провинциях Австрии. Для разработки учебных планов, наглядных пособий, организации подготовки учителей учреждена была специальная комиссия. Обстоятельно рассматривалась проблема финансового обеспечения намеченных планов, т. е. предпринят был комплекс мер для создания системы обучения и воспитания в масштабах всей России. Предусматривалось, что обучение должно быть всесословным и бесплатным.

Согласно разработанному в 1786 г. Уставу народных училищ, в каждой губернии учреждались Главные училища с 4-мя классами, а в уездах – Малые с 2-мя классами. Определен был и круг изучаемых предметов. В Главных народных училищах в первые три года обучали первоначальной грамотности, основам православной веры и упомянутому наставлению «О должности человека и гражданина». В старшем, 4 классе в предметы для изучения входили всеобщая и естественная история, география, механика, физика, архитектура. По проекту при Главном народном училище должна была быть библиотека и мастерские.

Малые народные училища учреждались в уездных городах. Преподавание здесь велось по учебным планам, принятым для 1 и 2 классов Главных училищ и предполагало подготовку элементарно грамотных людей. Но и здесь обязательным был предмет «О должности человека и гражданина».

Петербургское главное народное училище готовило учителей для всех классов народных школ.

К концу столетия в России было 288 школ с 22 220 учащимися. Причем, в Казани и ряде других городах национальных окраин были школы, где обучение велось на языках национальных. Учитывая численность обучающихся, преувеличивать достигнутое в области общедоступного образования не следует. Тем не менее, можно констатировать, что во второй половине XVIII в. в России была создана достаточно широкая система светских школ, опираясь на которую в последующее время был сделан существенный шаг вперед в этом направлении.

Создание сети всесословных учебных заведений преследовало и цель политическую: расширить ту основу, на которую опиралось самодержавие.

Одновременно расширяется сеть учебных заведений, где обучались только дворянские дети. Это, прежде всего, кадетские корпуса. За вторую половину XVIII в. число их увеличилось до пяти: к Петербургу прибавились Москва и Казань. И здесь, наряду с дисциплинами специальными, преподавался достаточно широкий набор предметов общеобразовательных, включающих историю, литературу, правила этикета и др.

Еще одним типом учебных заведений, где обучались лишь дворянские дети, были частные пансионы. Число их существенно увеличилось после революционных событий во Франции, когда в Россию хлынул оттуда поток эмигрантов. Французский язык был языком европейской культуры: состоятельные дворяне охотно отдавали на воспитание французов своих детей. Среди сановной знати распространено было образование домашнее – преподавателями были профессора университета.

Получило развитие и образование специальное, что также явилось свидетельством возросшего культурного уровня. Медицинское училище в Петербурге преобразовано было в Академию. В той же северной столице учреждается Горное училище.

Положено было начало женскому образованию. В 1764 г. в Петербурге учреждается Смольный институт с двумя отделениями: для детей дворян и детей мещан. Здесь помимо общеобразовательных предметов преподавались домоводство и рукоделие.

Подлинным центром высшего образования стал Московский университет (1755), огромная роль в открытии которого принадлежала Ломоносову. Здесь образование было всесословным (не принимались лишь лица крепостного состояния), бесплатным, сугубо светским: это был единственный университет в Европе, где не было богословского факультета, но был факультет медицинский. Среди преподавателей работали видные ученые: А.А. Барсов (математика и словесность), С.Е. Десницкий (римское право), Д.С. Аничков (философия), С.Г. Забелин (медицина) и др. При университете было две гимназии – отдельно для дворян и для разночинцев, хорошо оборудованные лаборатории и мастерские, где осваивались навыки научных исследований и возможность применения их на практике. Наиболее одаренные выпускники могли продолжить свое образование в университетах Европы.

В 1757 г. по проекту И.И. Шувалова учреждена была Академия трех знатнейших художеств, переименованная вскоре в «Российскую императорскую академию художеств». При ней было организовано училище для мальчиков «всякого звания», кроме крепостных. Наиболее одаренные выпускники академии командировались за границу для изучения великих образцов искусства и совершенствования профессионального мастерства. Таким образом система высшего образования была ориентирована на постижение не только российской, но и европейской науки и культуры.

В 1783 г. учреждается Российская академия, занимающаяся изучением русского языка. Душой ее был академик И.И. Лепехин. Он так говорил о ее задачах: «Ей надлежало возвеличить российское слово, собрать оное в единый состав, показать его пространство, обилие и красоту… и изыскать глубочайшую его древность». Ее первым президентом была Е.Р. Дашкова, а среди членов многие выдающиеся представители литературы и науки: Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, Н.Я. Озерецковский и др.

Духовное образование также претерпело значительные преобразования во второй половине XVIII в. Духовные училища, учрежденные еще в первой четверти XVIII в., переименованные затем в духовные семинарии, открываются теперь, за немногим исключением, в каждой епархии. Расширение числа учебных заведений этого профиля обусловлено было необходимостью поднять уровень образованности духовенства: официальная церковь была озабочена распространением старообрядчества, сектантства и «безбожного атеизма», так в церковных кругах именовалась просветительская философия. Обучение будущих служителей церкви пронизано было схоластикой. Видные деятели церкви понимали необходимость кардинальных мер для подъема церковного дела, тем более, что лишенное своих владений, благодаря секуляризации церковных имений, духовенство, монастыри существовали подчас на скудные средства, выделяемые казной. Одним из тех, кто много сделал для совершенствования духовного образования, был глава московской епархии митрополит Платон (Левшин). Примером реорганизации, осуществленной по его инициативе, стала Московская духовная семинария и Московская духовная академия. Программы обучения, преподавательский состав были здесь существенно обновлены. Вместо господствующей ранее схоластики вводился широкий круг общеобразовательных предметов, включающий как гуманитарные, так и естественные науки. Студенты Московской духовной академии посещали университетские лекции по физике, изучали здесь даже медицину. Особое внимание уделялось классической философии, древним и современным языкам. В обязанность вменялось умение вести проповедническую деятельность. Аналогичным было обучение и в семинарии Нижегородско-Ахтырской епархии, которую возглавлял видный богослов, ученый и просветитель епископ Дамаскин. Названные учебные заведения духовного ведомства стали образцом для других.

Создание системы учебных заведений, существенная реорганизация светского и духовного образования создали достаточно широкий слой читающей публики, в том числе и в среде разночинцев. Но в наименьшей степени успехи в образовании коснулись основной по численности категории населения, крестьянства, и прежде всего крепостного, однако грамотность проникала и в их среду. Одним из стимулов для приобретения хотя и элементарных знаний, были расширяющиеся занятия торговлей, промысловой деятельностью. В крепостной среде, пусть ничтожная по численности, появляется прослойка интеллигенции. Она формировалась здесь из числа наиболее одаренных крепостных: некоторые помещики стремились иметь своих художников, музыкантов, актеров, агрономов и др. специалистов.