КалейдоскопЪ

Литература

Если для литературы послепетровского времени типична была подражательность и ее развитие ограничивалось узостью читательской аудитории, состоянием печатного дела, то во второй половине XVIII в., и особенно в последние его десятилетия, положение здесь существенно изменилось. В обществе, и не только в дворянской среде, но и среди разночинцев увеличивался интерес к чтению, что было опосредствовано ростом культурных запросов и авторитета знания. Распространение идей просветительства сопровождалось и ознакомлением русского читателя с литературой Запада, и, прежде всего, с французской, где блистали имена Корнеля, Мольера, Расина и др. Сами философы-просветители, такие как Вольтер, Дидро были выдающимися писателями своего времени. Проблематика литературных произведений все в большей степени наполняется общественным звучанием. Этому способствовала и господствующая роль классицизма, где в качестве главных идей выдвигались следующие: служение «пользе общества», приоритет государственных интересов, долг перед Отечеством.

В поэзии главным был жанр оды, в драматургии – трагедия.

Особенностью русского классицизма было обращение к героическим и драматическим страницам отечественной истории, прославление царствующих особ.

Наиболее ярким представителем этого направления в середине столетия в области поэзии был М.В. Ломоносов. Для его творчества характерен высокий гражданский идеал, культ разума. Отсюда пафос в изложении событий, и сама тематика его произведений. Такова ода «На восшествие на престол Елизаветы Петровны». Здесь обращение к царствующей персоне первого поэта своего времени было не только данью времени, но и имело большой патриотический смысл. На фоне принижения национального достоинства в годы бироновщины он взирает на Елизавету Петровну, дочь Петра Великого, которого он боготворил, как на правителя, способного возвратить Россию к тому величию, с которым связано имя великого преобразователя. Ломоносов прославлял победы русского оружия. Такова его «Ода на взятие Хотина».

Верный своим просветительским взглядам, он и в поэзии популяризирует науку. В одной из од он так рисует картину вечно горящего солнца: «Там огненны валы стремятся и не находят берегов, там вихри пламенны крутятся, борющись множество веков; там камни как вода кипят, горящи там дожди шумят». Выходя за границы, традиционные для классицизма, он создает оды религиозно-философского содержания. Поэзия Ломоносова, в особенности его оды, во многом определили особенности жанра и тематику в русской литературе последующего времени.

Велика заслуга поэта-ученого в области литературного языка, в реформировании стихосложения. Как никто до него, он почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его «природное изобилие, красоту и силу». Литературный язык был засорен церковнославянскими и иностранными словами. Литературное творчество Ломоносова – это существенный шаг по сближению литературной и разговорной речи. Он писал: «Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить».

Выступал Ломоносов и в жанре трагедии. Одна из них – «Тамира и Селим» (1750). Здесь он, опираясь на историка В.Н. Татищева, воссоздает картину Куликовской битвы как героическую страницу русской истории.

Вслед за Ломоносовым в жанре драматургии работала целая плеяда замечательных писателей.

Александр Петрович Сумароков (1717–1777). Выступил как создатель репертуара для русского национального театра. Для его творчества также была характерна национальная тематика. Он был автором 9 трагедий и 15 комедий. Наиболее известные из них трагедии «Хорев» и «Синав и Трувор». В их основе события времени древнерусской истории. Также большой популярностью пользовалась его трагедия «Дмитрий самозванец». Сюжет основан на материалах «Краткой московской летописи». В духе просветительской философии он сосредоточивал свое внимание на нравственной ответственности монарха перед обществом. Его творчество, как и произведения у Ломоносова, являлось подлинной школой патриотизма. В комедиях Сумарокова высмеивались такие пороки людей, как жадность, хвастливость, невежество, взяточничество. Они были злободневны, проникнуты общественным звучанием и с большим интересом воспринимались читающей публикой.

Другим выдающимся драматургом был Яков Борисович Княжнин (1742 (1740?)—1791), в творчестве которого выразилась другая линия в развитии литературы – его трагедии имели политическую направленность. Пример тому трагедия «Вадим Новгородский». Сюжет взят из Никоновской летописи, повествующей о приходе в 864 г. Рюрика в Новгород. Сопротивление новгородцев возглавил Вадим. Рабству он предпочел смерть. Трагедия содержала ярко выраженные тираноборческие мотивы. Все экземпляры журнала, где она была напечатана в 1793 г., т. е. в разгар революционных событий во Франции, по приказу Екатерины II были сожжены.

Денис Иванович Фонвизин (1745–1792). Вершиной творчества в области драматургии стали его комедии «Бригадир» и особенно «Недоросль». В них высокие идеи просвещения противопоставляются повседневным реалиям жизни помещика-крепостника. В «Бригадире» даны живые образы невежественного солдафона, его добродушно-простоватой жены и их сына, чья умственная ограниченность прикрывается преклонением перед всем иностранным, французским. Рядом с ними выведен на сцену вороватый чиновник, видевший в своей должности единственно источник обогащения. Зритель подводится к мысли: вот каково общество, в котором мы живем. Комедии присуща большая обличительная сила.

Смысл комедии «Недоросль» – показать лицо всевластного помещика, человека грубого и ограниченного, его окружения «без румян», и на этом фоне оттенить первостепенную роль воспитания в становлении личности. Главный герой комедии – сын господ Простаковых Митрофанушка является воплощением грубости и невежества. Но миру простаковых и скотиныных здесь противостоит мир Правдина и Милона, дворян просвещенных, одушевленных высокими идеями служения Отечеству, которое они видят в утверждении добра, справедливости и гуманности. Действие заканчивается взятием под опеку имения Простаковых, торжеством справедливости.

Комедия написана в духе классицизма, с соблюдением всех его правил, но в ней присутствует правда повседневной жизни, содержится глубокая психологическая характеристика действующих лиц. Она была обращена к злободневным вопросам своего времени, четко разграничивая что есть добро и зло. Ее обличительный пафос и жизненная правда таковы, что и поныне она смотрится с большим интересом, а крылатые фразы («не хочу учиться, а хочу жениться») прочно вошли в обиходную речь.

В конце XVIII в. в литературе на смену классицизму приходит новое направление – сентиментализм. Его характерные черты – повышенное внимание к внутреннему миру человека, признание ценности человеческой личности независимо от социальной принадлежности. Таким образом, оно представляло новую, демократическую струю в литературе. На сцену выходит новый писатель-разночинец со своими критериями жизни. Таким был солдатский сын Михаил Дмитриевич Чулков (1744–1792), автор авантюрного романа «Пригожая повариха…», где речь идет о простой девушке, силою обстоятельств брошенной в порочный мир развращенной дворянской молодежи.

Но самым ярким представителем нового направления был будущий знаменитый историк Николай Михайлович Карамзин (1766–1826). Сын небогатого симбирского помещика, учился в иностранных пансионах, «ходил в разные классы Московского университета». В течение года служил в Преображенском полку, и, воспользовавшись правом оставлять службу, вышел в отставку. В 1784 г. приезжает в Москву, где сближается с Н.И. Новиковым, который поручает ему переводы статей для издававшегося им русского журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума». К этому времени относится начало самостоятельного занятия литературой.

В 1789 г. (начало французской революции) он предпринимает поездку по странам Западной Европы. Все виденное им на Западе послужило материалом для «Писем русского путешественника». Но не грозные революционные события стали предметом описания, а встречи с выдающимися деятелями культуры, описание сокровищ Дрезденской картинной галереи, замков и садов Версаля, быта и нравов народа, тонкое и поэтическое описание природы. Они стали откровением для русского читателя. Написанные простым разговорным языком, адресованные к чувству, они вызывали эффект сопереживания, сделали молодого тогда автора широко известным. Однако подлинным явлением в литературе стала его повесть «Бедная Лиза». Ее героиня – простая девушка, соблазненная аристократом и покончившая жизнь самоубийством. Знаменательна здесь фраза автора: «И крестьянки любить умеют…!»

Необыкновенная популярность повести стала свидетельством того, что в литературе появился новый герой. Она адресована не избранному кругу, а главным образом читателю-разночинцу с его жизненными общечеловеческими ценностями, симпатиями и антипатиями. В ней нашли отражение идеи просветительства, провозглашавшие высокую ценность человеческой личности независимо от сословной принадлежности, что было созвучно идеям его современников – Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Он обращается также и к исторической теме. В повести «Марфа-Посадница, или покорение Новгорода» акцент сделан на изображении внутреннего мира героини. В литературном творчестве Карамзина, отмечал В.Г. Белинский, впервые в нашей литературе нашла отражение «жизнь сердца». Он «создал на Руси образованный литературный язык» и тем сумел «заохотить русскую публику к чтению русских книг».

Крупнейшим поэтом конца XVIII – нач. XIX вв. был Гаврила Романович Державин (1743–1816). Выходец из мелкопоместных казанских дворян, он прошел трудную жизненную школу. Рано лишившись отца, вынужден был уйти из гимназии и простым солдатом поступить в гвардейский Преображенский полк, вместе с которым принимал участие в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II. Уже в эти годы он активно занимается поэтическим творчеством. Державин был замечен Г.А. Потемкиным, который оценил его талант поэта. Но переломной в судьбе поэта стала написанная им «Ода о Фелице» (1783).

Зная Екатерину II лишь по «слуху», он был искренне уверен, что она является той «просвещенной матерью Отечеств», которой ее провозглашала официальная Россия. Содержание оды – ее безмерное восхваление. Императрица, сознающая важность поддержания престижа царствующей персоны, увидела в нем придворного поэта. Это положило начало неслыханной карьере, но уже на административном поприще. Прямой и независимый в своих суждениях, последовательно занимая должности губернатора, личного секретаря Екатерины II, сенатора, государственного казначея и, наконец, министра юстиции, он везде оказывался неудобным для официальных лиц. При Павле I подвергся опале, Александр I окончательно отстранил его от дел. Но при всех жизненных обстоятельствах прежде всего Державин был поэтом. Творчество его многообразно и не укладывается в каноны того или иного жанра. Горячий патриот, он был автором од, воспевающих подвиги «екатерининских орлов» («На взятие Измаила»).

В его творчестве нашли отраженья глубокие раздумья о смысле жизни, предназначении человека. Такова ода религиозно-философского содержания «Бог», получившая мировую известность. В оде «Вельможа» он обличает сильных мира сего, «позлащенную грязь», «гордящуюся только гербами предков». Его перу принадлежат обличительные стихи, произведения, проникнутые высокими гражданскими мотивами – таково стихотворение «Властителям и судиям», этим «земным богам», на головы которых он призывает «небесные громы». Одно из самых замечательных стихотворений «На смерть князя Мещерского» проникнуто размышлениями о переменчивости бытия, о жизни и смерти. Державин вошел в литературу и как автор и глубоко интимных, лирических стихотворений, проникнутых искренним чувством, светлым восприятием жизни. Таков широкий диапазон его творчества. Г.Р. Державина по праву считают предшественником А.С. Пушкина.

Таким образом, вторая половина XVIII столетия стала временем становления русской литературы. Ее отличали богатство жанров, многообразие сюжетов, в которых нашли отражение сложность и противоречивость времени.