КалейдоскопЪ

Театр. Музыка

Вторая половина XVIII столетия стала временем становления в России профессионального театра. Русский национальный театр зародился в Ярославле. Его основатель – Федор Волков (1729–1763), купеческий сын, который вопреки воле отца увлекся театром, объединил вокруг себя таких же увлеченных молодых людей. Представления, за неимением другого помещения, первоначально давались в сарае и имели столь большой успех, что труппа была вызвана в Петербург, где указом от 30 августа 1756 г. повелено было «учредить русский для представления трагедий и комедий театр». Директором его назначен был А.П. Сумароков, знаменитый драматург и видный деятель культуры. Ядром театра и стала труппа ярославцев. Ставились пьесы как французских авторов – Мольера и Расина, так и отечественных, упомянутых А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, Я.Б. Княжнина. Но особым успехом у публики пользовались пьесы на бытовые темы. Это был поистине народный театр, главным зрителем здесь был разночинец, его горячее одобрение и определило успех театра.

Но жизнь его создателя была недолгой. В 1763 г. по случаю приезда в Москву императрицы организовано было театрализованное представление под открытым небом. Прибытие задержалось. Ф. Волков простудился и умер. Было ему 34 года, но созданный им театр продолжал жить. Здесь работала плеяда замечательных актеров. Известными актерами были И.А. Дмитревский, Я.Д. Шумский, П.А. Плавильщиков и др. Примечательная черта – деятельность многих из них не ограничивалась только театром. Так сам Ф. Волков принимал участие в свержении Петра III. Плавильщиков совместно с И.А. Дмитревским, И.А. Крыловым и А.И. Клушиным основали типографию, в которой издавался сатирический журнал. Плавильщиков был известным драматургом. Сохранилось 12 его пьес. Вся эта плеяда замечательных русских актеров подняла русский театр до положения публичного профессионально театра.

В Петербурге в конце 50-х годов учреждается придворный театр, в соответствии со вкусами царствующей особы здесь репертуар был иным – ставились пьесы преимущественно нравоучительного содержания. Автором некоторых была сама императрица. В 50– 70-е годы в Петербурге учреждаются и частные театры (Д. Локателли, Бельмонти, М.Е. Медокса). В Москве профессиональный театр возник на основе университетской труппы и объединился с антрепризой Локателли. В казну переходит театр К. Книппера, он получил название Малого театра.

По примеру Двора свои театры учреждают вельможи. Здесь в качестве актеров выступают их крепостные. Широкой известностью в Москве пользовался театр графа Шереметева, где блистала П. Жемчугова. Имели театры и другие вельможи: Н.А. Львов, А.А. Столыпин.

Театр постепенно прочно входит в жизнь провинции. Так, в 1777 г. был открыт театр в Туле. По словам современника, не только он сам, но и множество его родственников и знакомых стали часто приезжать из своих имений на театральные представления. В той же Тульской губернии, в своем имении, организовал театр один из просвещенных людей своего времени Андрей Болотов. «На представления, происходившие с большим успехом, приглашались соседние помещики с детьми». В качестве актеров выступали он сам, его дети и соседи. Со временем в репертуаре театра стало насчитываться до 20 пьес, причем некоторые из них были специально написаны самим А. Болотовым.

Успех в развитии театрального дела стал одним из свидетельств роста культурных запросов общества.

Одним из проявлений возросших культурных потребностей русского общества XVIII в. стало развитие музыкальной жизни. В России хорошо были знакомы с западной музыкой. Еще в сороковые годы и в последующее время в Петербург стали приглашать итальянские оперные группы. Входит в моду приглашение европейских знаменитостей. Появляются салоны, где «избранные» наслаждаются музыкой. Исполняются произведения итальянских «сладкозвучных» композиторов, а также Гайдна и Моцарта, а позднее Бетховена. В 70-е годы в Москве, а затем и в Петербурге появляются музыкальные театры, ставятся и первые отечественные оперы: А. Матинского – «Петербургский двор», А. Аблесимова – «Мельник-колдун, обманщик и сват», комические оперы Е.И. Фомина. Большой популярностью пользовался скрипач И.Е. Хондошкин. Специфическим явлением музыкальной жизни вельмож стали оркестры роговой музыки, где каждый исполнитель, крепостной владельца, выдувал на этом своеобразном инструменте одну только ноту. Сохранились свидетельства современников о неповторимой красоте звучания такого оркестра. Но усилия, которые требовались от исполнителей, были таковы, что век их оказывался недолгим.

Но была и другая необъятная область народной музыки – народная песня. Ее авторы и исполнители, как правило, остались безвестными. Но впоследствии именно она, прежде всего, питала творчество великих русских композиторов.

Особой сферой была музыка духовная. Аудитория ее слушателей была поистине огромна. Крупнейшим композитором классиком в этом жанре был Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825).