КалейдоскопЪ

Архитектура

Вторая половине XVIII в. – период больших успехов в развитии русской архитектуры. Это время создания архитектурных ансамблей, в которых Российская империя стремилась выразить свое величие. Начало этому положил еще Петр I. Теперь это было продолжено его преемниками. Одновременно шло строительство «дворянских гнезд». Труд архитекторов был широко востребован.

В первой половине XVIII в. господствующим в архитектуре стилем было барокко, с его изысканностью линий, богатством и пышностью интерьера. Образцом здесь стали Зимний дворец и ансамбль Смольного института в Петербурге, а в окрестностях столицы – архитектурные ансамбли в Петродворце (Петергофе) и Царском Селе (г. Пушкин), сооруженные по проекту В.В. Растрелли, самого видного архитектора, работающего в России в этом стиле. Приблизительно в это же время на сцену выходит плеяда замечательных отечественных архитекторов, обучавшихся в Италии и Франции.

Примерно с середины столетия на смену барокко пришел классицизм, для которого были характерны сочетание монументальности со строгостью линий и благородной простотой. В России второй половины XVIII в. его утверждение и развитие связаны, прежде всего, с деятельностью замечательных архитекторов: В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова, Д. Кваренги. Именно они стали создателями архитектурных шедевров в стиле классицизма в обоих столицах Российской империи.

Василий Иванович Баженов (1737–1799) – сын дьячка. Жил в Москве, где обучался живописи. Был замечен знаменитым тогда архитектором Д.В. Ухтомским, который привлек его к росписи дворца знатного вельможи. В 1758 г. был принят в Академию художеств и как один из тех, кто добился исключительных успехов, для продолжения образования послан был в Париж, а затем в Италию. Здесь благодаря своим проектам, воплощенным в моделях, становится широко известен. Его избирают членом нескольких академий. По возвращению в Петербург В.И. Баженов получил звание академика. Был командирован в Москву, с которой отныне и была связана его деятельность как архитектора.

Работы Баженова выполнены в строгом соответствии с канонами стиля классицизма. С наибольшей полнотой его талант проявился при создании таких шедевров, как Дом Пашкова (ныне старое здание Государственной публичной библиотеки). Но дальнейшая судьба гениального архитектора сложилась трагически. Екатерина II поручает ему строительство Дворца в Московском Кремле. Грандиозный проект его был завершен. Проделана была огромная работа – заложен фундамент дворца. Но строительство было приостановлено. Сооружение дворца, но уже по своему проекту, осуществил его ученик М.Ф. Казаков.

Такая же судьба постигла и другое, еще более грандиозное сооружение, поистине главное дело его жизни – величественный комплекс в подмосковном Царицыне. Речь шла о строительстве целого ансамбля, включающего и дворцовое сооружение. Большое внимание уделялось созданию ландшафта. Чтобы для обозревающего весь комплекс зданий сразу явился во всей своей красе, перемещены были сотни тысяч кубометров грунта. Основные работы были завершены. Осталась лишь внутренняя отделка. Строящийся ансамбль посетила императрица и по ее приказанию дальнейшие работы были приостановлены, от их продолжения Баженов был отстранен. Подлинная причина заключалась, по-видимому, в его близости Н.И. Новикову. После свершения революции во Франции Екатерина II повсюду видела опасность, особенно когда речь шла о тайных организациях, а Баженов был членом масонской ложи. От государственной службы он был отставлен. Однако по проектам выдающегося русского архитектора для частных лиц в Москве было сооружено много зданий.

Другим выдающимся архитектором был Матвей Федорович Казаков (1738–1812), сын бедного подканцеляриста, в прошлом крепостного. Учился только у русских мастеров – Д.А. Ухтомского и особенно В.И. Баженова. Творчество Казакова также было связано, прежде всего, с Москвой. Из зданий, сооруженных по его проектам, следует назвать Большой Кремлевский Дворец. Построенный в строго классическом стиле, он и поныне является одним из символов Москвы. Современников Дворец особенно поражал огромным куполом, сооруженным без единой подпорки. Казаковым было завершено строительство нескольких зданий в Царицынском комплексе. По его проекту построено здание московского Дворянского собрания (ныне Дома союзов), здание Московского университета, Петровский дворец (ныне Академия им. Н.Е. Жуковского), а также много частных домов, некоторые из них сохранились и поныне.

Архитектор Иван Евгеньевич Старов (1745–1808). Воспитанник Академии художеств. Работал в Петербурге. Лучшее его творение – Дворец Г.А. Потемкина (Таврический дворец). Современников поражали здесь грандиозные, строгие по своей красоте залы, отделенные друг от друга только сквозными колоннами. По его проекту был сооружен также собор Александро-Невской лавры.

В России работали также иностранные архитекторы Ч. Камерон (дворец и парковые павильоны в Павловске, знаменитые «термы» в Царском Селе), Д. Кваренги (здание Смольного института, здание Академии наук, Конногвардейский манеж).

Эти и другие сооружения, построенные во второй половине XVIII в. и поныне во многом определяют архитектурный облик Санкт-Петербурга, Москвы и их окрестностей.

Наряду с монументальными правительственными зданиями, резиденциями царствующих особ велось широкое строительство «фамильных Версалей» (по образному выражению одного из вельмож). Таковы подмосковные ансамбли Кусково, Архангельское, Кузьминки, по архитектурной ценности не уступающие столичным. Эти ансамбли являлись одновременно и образцами садово-парковой культуры: здесь и тенистые аллеи, и анфилада прудов, беседки, статуи венер и амуров.

По примеру Москвы и Петербурга, ансамбли административных сооружений создавались в губернских городах – Ярославле, Твери и многих других, а в окрестностях городов сооружались дворянские усадьбы: дома с колоннами, парковыми ансамблями. Русская архитектура второй половины XVIII столетия вошла в сокровищницу искусства мирового значения.