КалейдоскопЪ

Система сословно-представительных учреждений России в XVII в.

На рубеже 40—50-х годов XX в. в отечественной историографии остро дискутировался вопрос о периодизации политической истории России эпохи феодализма и определились два подхода. С.В. Юшков доказывал наличие в России XVI–XVII вв. сословно-представительной монархии, которая рассматривалась необходимой переходной политической формой от раннефеодальной монархии к абсолютной.

К.В. Базилевич назвал государственный строй XVI–XVII вв. сословной феодальной монархией, обосновывая это тем, что сословия в России, в отличие от Западной Европы, не ограничивали царскую власть, а служили средством к ее усилению. Однако С.В. Юшков утверждал, что для сословно-представительной монархии характерным является не столько сословный характер общественного строя, сколько организация ряда центральных и местных учреждений на основе представительства.

Направление С.В. Юшкова получило дальнейшее развитие в трудах Н.Е. Носова, М.Н. Тихомирова, А.А Зимина, Л.В. Черепнина и других исследователей, которые по-разному решали вопрос о времени становления сословно-представительной монархии в России, не подвергая сомнению факт ее существования.

Активное функционирование Земских соборов в сочетании с использованием выборных элементов в деятельности местных сословно-представительных учреждений убедительно свидетельствует о том, что в XVII в. система сословного представительства достигла наивысшего развития и стала неотъемлемым механизмом государственного управления.

Земские соборы

В исторической науке тема Земских соборов начала развиваться представителями различных научных и политических направлений с середины XIX в. Одни исследователи изучали их в рамках сравнительно-исторического сопоставления с западноевропейскими сословно-представительными институтами, подчеркивая их общестадиальный характер (Б.Н. Чичерин, В.И. Сергеевич, М.В. Владимирский-Буданов, В.Н. Латкин, И.И. Дитятин), другие – стремились показать своеобразие Земских соборов, их тесную связь с национальной почвой, «мирскими» традициями (К.С. Аксаков, П.В. Павлов, Н.П. Загоскин, В.О. Ключевский).