КалейдоскопЪ

Соборная практика в годы правления Михаила Федоровича

По-разному оценивая степень власти соборов, уровень развития сословного представительства на них, роль выборных участников, большинство историков видели в Земских соборах лишь совещательный орган. Однако в соборной практике можно выделить как особый период первое десятилетие правления Михаила Федоровича, когда отмечается наиболее высокая общественно-политическая значимость Земских соборов.

В условиях послесмутного времени первостепенными общегосударственными задачами становятся восстановление порядка в стране и выход из финансового кризиса, а это предполагало мобилизацию всех военных и экономических ресурсов, расширение фискальных интересов правительства. Реальной опорой центральной власти в начале царствования первого Романова стал фактически постоянно действующий Земский собор. В его состав входили: Боярская дума, «Освященный собор», представители от московских чинов и выборные от сословий разных городов. Сложно установить, когда распускался один собор и созывался другой, но есть основания предполагать, что он заседал по сессиям: 1613–1615 гг., 1616–1619 гг., 1619–1622 гг., а его представители получали полномочия на 3 года.

На Земском соборе 1613–1615 гг., начавшемся с избрания нового царя, рассматривались вопросы по восстановлению хозяйства, укреплению военных сил, решению внешнеполитических проблем. В апреле 1614 г. Земский собор вынес решение о сборе с населения пятинных денег (первой «пятины») на жалованье ратным людям. По городам были разосланы специальные лица – пятинщики, которые получали царские наказы и списки с земского приговора. 1 сентября 1614 г. на соборе разбирался вопрос о действиях казаков в уездах Замосковного края и Поморья. В апреле 1615 г. принимается указ о сборе второй «пятины».

На вновь собранном в 1616 г. Земском соборе основным вопросом стало материальное обеспечение служилых людей, защищающих страну от поляков и шведов. Был разработан порядок сбора третьей «пятины», по которому деньги взимались со «всяких людей», в том числе и с обладателей тарханных грамот, а также запрещалось брать «пятину» товаром. В конце 1616 г. на Земском соборе обсуждался вопрос об условиях мира со Швецией, а в июне 1617 г. и апреле 1618 г. было принято правительственное решение о сборе соответственно четвертой и пятой «пятины». На население возлагалось тяжелое налоговое бремя, и правительство не могло не заручиться поддержкой сословий.

Сессия 1619–1622 гг. с предположительно новым составом выборных принципиально отличалась от предыдущих созывов. Предметом рассмотрения становятся широкие, рассчитанные на перспективу проблемы «исправления» и «устроения» земли, а также различные сословные требования, отражающие обострение социальных противоречий. В частности, посадские люди требовали ликвидации белослободчиков, не плативших податей. На заседаниях 1621–1622 гг. обсуждались русско-польские отношения, нарушение со стороны Польши условий Деулинского перемирия и вопросы подготовки к войне.

После длительного перерыва Земские соборы возобновили свою деятельность в 1632 г., как действенное средство формирования общественного мнения по внешнеполитическим проблемам и по обеспечению организации сбора с населения пятинных и запросных денег на жалованье ратным людям. Военные неудачи стали причиной созыва Земского собора 1634 г., выделявшегося особенно большим числом представителей духовенства, которые должны были подтвердить необходимость очередного указа о сборе запросных и пятинных денег.

Земские соборы второй половины 30-х – начала 40-х годов XVII в. также касались внешнеполитических вопросов – взаимоотношений России с Крымом. Собор 1636–1637 гг., на котором основными участниками были служилые люди, обсуждал вопросы их содержания в связи с взятием Азова. Собор 1639 г. был более представительным. На нем присутствовали не только служилые люди столичных чинов, дворяне и дети боярские из городов, но и Гости – торговые люди. Обсуждались вопросы о надругательствах над российскими посланниками и о финансовых претензиях крымцев. Депутаты выступали по чинам и предлагали прекратить посылку в Крым денег, а в украинных городах разместить постоянный воинский гарнизон. Активная роль соборных представителей проявилась и на Земском соборе 1642 г., созванном в связи с обращением к правительству донских казаков с просьбой принять под свою защиту Азов. Необходимо было решить вопрос о войне с Турцией. Сохранился акт заседания Земского собора с изложением «речей» представителей сословных групп, которые выступали за включение Азова в состав России, а также предъявляли претензии правительству и выдвигали различные требования. Данный документ позволяет выявить соотношение представителей различных сословий, присутствовавших на заседании: 10 стольников, 22 дворянина московских, 4 стрелецких головы, 12 жильцов, 115 дворян и детей боярских из 42 городов, 3 гостя, 5 торговых людей Гостиной сотни, 4 торговых человека Суконной сотни, 20 посадских людей московских сотен и слобод.

Земские соборы во второй половине XVII в.

Общественная активность достигла своего пика в период 1648–1650 гг., когда по инициативе сословий в обстановке обострившихся социальных противоречий и открытых выступлений был созван Земский собор 1649 г., завершившийся принятием Соборного Уложения, многие статьи которого были составлены по материалам челобитных от различных сословий. А городское восстание в Пскове стало причиной созыва Земского собора 1650 г. Земские соборы 1649 и 1650 гг. сняли острые проявления социального кризиса и способствовали нормализации обстановки в стране.

В начале 50-х годов XVII в. первостепенную важность вновь приобретают внешнеполитические вопросы – присоединение Украины к России и неизбежная война с Польшей. Земский собор 1653 г. принял постановление о вхождении Украины в состав Русского государства. Он рассматривается как последний собор, на котором присутствовали представители различных сословий. Однако соборная практика имела место и во второй половине XVII в. Есть данные о Соборе государственных, ратных и земских дел 1681–1682 гг., о Земских соборах 1682 г. (об отмене местничества и избрании на царство). Известен указ о созыве несостоявшегося из-за продолжавшихся военных действий Земского собора 1689 г., целью которого было обсуждение условий Вечного мира с Речью Посполитой. Эти соборы иногда называют совещаниями из-за неполноты их состава, однако они являлись продолжением соборной традиции в условиях формирующегося абсолютизма.