КалейдоскопЪ

Внешняя политика России В XVII в.

Основные направления внешней политики России в XVII в. определялись как традиционными, завещанными предшествующей эпохой, так и новыми задачами.

В результате Столбовского со Швецией (1617) и Деулинского c Польшей (1618) мирных соглашений русское правительство было вынуждено отказаться от некоторых западных территорий, имевших важное стратегического значение. Задача возвращения утраченных во времена Смуты земель определяет основное – западное направление внешней политики Российского государства в XVII в.

Как и прежде, на протяжении XVII столетия актуальными продолжали оставаться проблемы защиты южных границ от набегов со стороны Крымского ханства, находящегося в вассальной зависимости от Османской империи, а также налаживание взаимовыгодных торговых и политических союзов с Ираном, многочисленными государственными образованиями народов Средней Азии, Кавказа и Закавказья, что обозначает второе – южное направление во внешнеполитическом курсе России.

Завоевание в XVI в. Сибирского ханства открыло перед страной новые возможности. Теперь движение русских переселенцев на восток вплоть до Тихого океана не могло встретить серьезных препятствий, поскольку на этом пути больше не было народов, пришедших к государственным формам общежития. Задача освоения Сибири и Дальнего Востока составляет третье – восточное направление внешней политики России в XVII в.

Династии Романовых, еще только утверждающейся на престоле, пришлось возобновлять внешнеполитическую активность в условиях, когда в Западной Европе развернулся конфликт, вовлекший в орбиту своего влияния почти все государства и народы. Многие из государств, оказавшихся втянутыми в Тридцатилетнюю войну (1618–1648) были заинтересованы в расширении дипломатических контактов с Россией. Одни стремились обезопасить свои восточные тылы, другие искали союзника, третьи рассматривали Россию и как перспективный рынок сбыта, и как возможного поставщика дешевого хлеба. Поэтому не удивительно, что в этот период значительно расширяется и становится постоянной практика дипломатического обмена посольствами между Россией и Западноевропейскими державами.

Многообразие географических направлений, специфичность поставленных задач требовали не только колоссальных экономических затрат, но и эффективного государственного регулирования и координации всей внешнеполитической деятельности. Такие функции были возложены на Посольский приказ. Важность и значение для страны успешного проведения внешней политики во многом предопределили ведущую роль данного учреждения в структуре государственного управления России в XVII в.