КалейдоскопЪ

Образование

XVII столетие стало периодом, когда образование стало относительно доступным и распространялось на все большие категории населения. Если в предыдущее столетие грамотными были, как правило, лица духовного звания или приказного сословия, то теперь среди таковых было немало дворян, служащих приказов, встречались грамотные крестьяне. В большей степени образование было доступно крестьянам государственной деревни, выборным должностным лицам – старостам и целовальникам. Появилась новая учебная литература, неоднократно впоследствии переиздававшаяся и выходившая немалыми тиражами. Так, в 1634 г. был издан букварь (азбука) Василия Бурцева. Азбука и учение по ней начинались с изучения звуков, обозначающихся конкретными буквами, из которых потом составляли слоги. После этого изучали названия букв, а не только их произношение (А – аз, Б – буки, В – веди и т. д.). Хорошо изучив буквы, знакомились с их цифровым значением. В России XVII в. все числа обозначались при помощи букв алфавита – кириллицы (например, 1 – А, 2 – В, 3 – Г, 20 – К). По азбуке учили также знаки препинания, склонения существительных, спряжения глаголов. Как правило, все азбуки и буквари данного времени заканчивались специальной частью – «толковой азбукой». В ней в алфавитном порядке были записаны изречения Христа или изречения, относившиеся к его жизни.

В 1664 г. Бурцев повторил издание букваря, озаглавив его «Букварь языка славенска». Этот букварь был значительно более интересным и разносторонним, нежели его предшественник. Он включал наряду с азбукой, уроками грамотности, изречениями о вере еще и краткие словари, статьи педагогического содержания, образцовые письменники.

В 1648 г. появилась грамматика Мелетия Смотрицкого. Она давала навыки правильного писания слов, рассказывала об их происхождении, учила знакам препинания и их верному употреблению, а также тому, как правильно произносить слова и ставить в них ударения.

В XVII в. появились и новые школы. Одна из них была организована в 40-е годы Федором Михайловичем Ртищевым, приближенным царя Алексея Михайловича. Эта школа располагалась в Андреевском монастыре. В качестве учителей были приглашены широко образованные по рамкам того времени ученые-монахи из Киева. Здесь обучались славянскому, греческому, латинскому языкам, философии, риторике, и другим наукам. В 1665 г. в Спасском монастыре за торговым иконным рядом (иначе этот монастырь называли «Заиконоспасский») была создана школа для обучения молодых подьячих (приказных служащих). Возглавил эту школу один из виднейших мыслителей этого времени Симеон Полоцкий. С 1667 г. он же занялся образованием детей царя Алексея Михайловича, обучение которых происходило с учетом опыта, полученного в школе Спасского монастыря.

С именем Полоцкого связано появление в России новой системы образования, чуть ранее широко распространившейся в Западной Европе. До Полоцкого наиболее оптимальным считали «курс словесного учения», который включал в себя обучение грамоте, письму, счету, крюковой нотной грамоте, необходимой для пения молитв. В большей степени этот курс был доступен представителям господствующего сословия. В конце 60-х годов XVII в. распространилась система «Учение грамматичное», или обучение семи свободным искусствам (грамматике, риторике, диалектике, арифметике, музыке, геометрии, астрологии). Для царских детей эти предметы были дополнены изучением иностранных языков (греческого, латинского) и истории.

В царствование Федора Алексеевича (ученика Полоцкого) появились школы, состав учащихся которых насчитывал не десятки, как ранее, а сотни. К ним можно отнести школу при Печатном дворе, насчитывавшую 232 ученика, в которой обучались дети из разных сословий.