КалейдоскопЪ

Литература и публицистика

В сравнении с XVI в. в литературе XVII столетия появилось много новых черт. Усилилось личностное начало, что выразилось, с одной стороны, в повышении внимания к личности героя, его душевным переживаниям, с другой – в проявлении самостоятельности писательских мнений и оценок. Несмотря на это, литература по-прежнему оставалась анонимной. Другой особенностью литературы данного периода стало расширение социального состава ее авторов. Литературные произведения создавались как представителями господствующих сословий, так и посадскими людьми, священниками и др. Демократизация литературы выразилась и в том, что наряду с ранее распространенным церковно-славян-ским языком в литературных произведениях стали использовать гражданский, гораздо более доступный для понимания. В XVII столетии появились новые литературные жанры, такие как светская повесть, драма, стихи с бытовым содержанием.

Значительное влияние на литературу первой трети XVII в. оказала Смута. С данным событием связано самое обширное произведение XVII столетия «Сказание келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына». В нем 77 глав. Автор рассказывает о своем понимании причин Смуты, о первых событиях Смуты, героической обороне Троице-Сергиева монастыря, об изгнании из Москвы поляков, избрании на царство Михаила Романова. Палицын дает оценку политическим деятелям той эпохи. Автор рисует сложные, противоречивые образы, за которыми угадываются реальные люди с их положительными чертами, а также их пороками и слабостями. Это новый шаг в отечественной литературе. До этого герой средневековой литературы мог быть либо грешником, либо праведником. О Смуте писали и другие (дьяк Иван Тимофеев, родовитый князь И.М. Кафтырев-Ростовский). Анализируя причины Смуты, авторы указывают не только на божественный промысел, но и замыслы, и поступки людей (непослушание, мятеж, нарушение справедливости, выразившееся в убийстве царевича Дмитрия Ивановича).

В 40-е годы в казачьей среде появилось такое произведение, как «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Она рассказывает о борьбе казаков с турками, о взятии и обороне Азова в 1637–1642 гг.

Одной из ведущих проблем литературно-публицистических сочинений второй половины XVII столетия стала проблема становления самодержавия. Одним из теоретиков самодержавной монархии, вопросов взаимодействия самодержавия и аристократии стал сам царь Алексей Михайлович, посвятивший этим темам значительное количество своих грамот, адресованных различным лицам. Общепризнанная литературность царского языка делает эти сочинения интересными как для современников, так и для потомков.

Проблемы самодержавия волновали не только официальных, но и общественных мыслителей. Особое место среди всех сочинений XVII в. занимает «Политика» Юрия Крижанича. Самодержавие, или «самовладство», как эту форму правления называет сам автор, Крижанич считает лучшей формой правления, противопоставляя «общевладству», олигархическому правлению, чужевладству (правлению чужеземцев) и правлению женщин. Одним из основных достоинств «самовладства», по мнению автора, стала возможность быстро исправить недостатки, свойственные власти.

На стыке официальной и общественной идеологии стоят сочинения видного мыслителя XVII в. Симеона Полоцкого. Особое положение Полоцкого при дворе царя Алексея Михайловича, возложенные на него обязанности воспитания царских детей создавали условия значительного влияния мыслителя на самого самодержца. В истории русской литературы имя Симеона связано с началом становления книжной поэзии. Именно ему принадлежат первые стихи (вирши) в отечественной литературе. Между тем сочинения Полоцкого отличают не только новшества формы, но и обращение к актуальным проблемам политического и общественного развития. Тематика произведений Полоцкого достаточно широка. Это произведения философского, политического характера, в которых нашли отражение взгляды автора на самодержавие, на взаимоотношения человека и общества. Полоцкий показал себя сторонником просвещения, сильной царской власти, прислушивающейся к советам «ученых мужей». Он считал, что ценность человека определяется его моральными качествами, а не происхождением.

Из низших слоев приказной и духовной среды вышли авторы сатирических повестей и сказаний. Свое видение мира с его несправедливостью, униженным положением простого народа они попытались показать в своем творчестве. Первые русские сатирики высмеивали не только богатеев, но и пороки, присущие обществу. К сатирическим произведениям относят «Повесть о Шемякином суде», «Калязинскую челобитную», «Азбуку о голом и небогатом человеке» и др. Так, «Повесть о Шемякином суде» рассказывает о том, как богатый брат дает бедному лошадь, поскупившись на упряжь. Бедному ничего не остается делать, как привязать сани к хвосту лошади. В итоге хвост оторвался. Оба брата решили идти в суд к Шемяке. Во время суда бедный все время держал завернутый в полотно камень. Шемяка, подумав, что это большая взятка, решил дело в пользу бедняка. На деле же оказалось, что этим камнем бедняк собирался убить Шемяку, если тот рассудит дело в пользу богатого брата.

«Калязинская челобитная» высмеивает монастырский быт, а вернее пороки, распространенные в среде монахов. Сама челобитная – шутовская жалоба, якобы написанная монахами Троицкого Калязина монастыря. Монахи жалуются в ней на своего архимандрита, который им досаждает тем, что велит ходить на службу в церковь, в то время как они предпочитают сидеть по кельям вокруг ведра с пивом. Не следует считать, что данное произведение является выступлением против православной церкви или христианской веры. Эти устои в русском обществе оставались незыблемыми. Осмеянию подлежали только пороки недостойных церковных служителей.

По-прежнему вызывали интерес и были широко распространены такие литературные произведения, как жития святых. Между тем даже в этом консервативном жанре оставался простор для творчества и различных новшеств. Известнейшим памятником эпохи является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». С ним связано постепенное становление биографического жанра. «Житие» – автобиография одного из виднейших деятелей раскола. Написана она гражданским, красочным языком, в полемической и живой форме.