КалейдоскопЪ

Архитектура

Как и в других областях культуры, в архитектуре XVII столетия проявился ряд новых черт. Однако здесь они всегда сочетались с национальными традициями. XVII в. связан с увеличением масштабов каменного строительства. Ведущим сооружением каменного зодчества являлся храм. Появлялись строения из камня и в гражданской архитектуре. В городах каменные палаты стали строить для богатых бояр, дворян и купцов. Между тем при постройке помещений некультового характера основным материалом в данный период оставалось дерево.

Храмовое зодчество носило глубоко символичный характер. Часто храм называют «проповедью в камне». Число глав соборов и церквей было не случайным. Пятиглавый собор символизировал Иисуса Христа и четырех евангелистов (Матфея, Марка, Луку, Иоанна), трехглавый – Святую Живоначальную Троицу, девятиглавый – девять чинов ангельских, тринадцатиглавый – Иисуса Христа и его двенадцати апостолов. В каменном зодчестве XVII в. преобладали пяти-, трех– и одноглавые церкви.

Храмы данного периода значительно отличались от культовых сооружений предшествующей эпохи своей пестротой, сложностью отделки, нарядностью. Часто мастеров этого времени ныне упрекают в том, что за богатым декором не видно изначальной композиции, не просматривается цельный образ сооружения. Для украшения церквей и соборов использовали различной формы кирпич, изразцы, детали из белого камня. На протяжении XVII столетия постепенно увеличивалась высота соборов.

Одной из самых распространенных архитектурных форм в XVII в. был шатер. В этом стиле построен храм Покрова Богородицы в поместье князя Д. Пожарского в Медведкове, трапезная церковь Алексеевского монастыря в Угличе.

Столь же широко были распространены и кубические храмы. Они строились без опор, поддерживающих своды, и поэтому назывались бесстолпными. Эти храмы имели пять глав, украшались пирамидой кокошников. Чаще всего такие храмы строились на посаде. Они дополнялись другими архитектурными сооружениями. К храму пристраивалась одноэтажная трапезная, на западном или северо-западном углу – колокольня, с востока – одноглавые объемы приделов. Вся композиция размещалась с запада на восток, ее называют церковь – «корабль». К таким церквям относится храм Троицы в Никитниках в Москве, церковь Троицы в Останкине и др.

В последней четверти XVII в. появляется новый архитектурный стиль – московское, или нарышкинское, барокко. Он был связан с заимствованием отдельных элементов европейского барокко, которые приходили в Россию через Украину, но эти элементы подвергались осмыслению и переработке на русской национальной почве. В силу этого данный стиль становился самобытным, национальным. Отличительными чертами московского барокко являются парадность, нарядность, использование башенного типа постройки, частое сочетание красного кирпича для основной кладки и белого – для отделки. Поскольку каменная архитектура часто использовала приемы деревянного зодчества, то и для храмов московского барокко характерно использование такого приема деревянной архитектуры, как «восьмерик на четверике». При нем нижний ярус церкви представлял собой куб, а последующие верхние – восьмигранники. От этого постройка смотрелась более легкой, устремленной вверх. Одним из примеров этого своеобразного стиля является колокольня Новодевичьего монастыря в Москве.

Каменный храм, завоевывая все более прочные позиции в XVII столетии, все же не вытеснил окончательно традиционных деревянных русских церквей. Деревянные церкви сохранились в Архангельской, Мурманской, Тверской и других областях. В гражданской архитектуре данного периода великолепным примером деревянного зодчества являлся царский дворец в селе Коломенском. Он был построен в 1667–1668 гг. при царе Алексее Михайловиче. Известно, что Коломенское было одной из любимейших резиденций этого государя, его благоустройству и украшению он придавал огромное значение. Царский дворец Коломенского не сохранился, государи XVIII в. более тяготели к Петербургу, постройки Подмосковья ветшали. При Екатерине II дворец Алексея Михайловича был разобран. Однако в XVII столетии его по праву называли «восьмым чудом света». Этот деревянный дворец поражал современников своими узорами, красками, позолотой. Дворец более напоминал изысканную игрушку, чем помещение, приспособленное для жилья.

Из произведений каменного гражданского строительства этого периода следует отметить построенный в середине 30-х годов в Кремле Теремной дворец. Он возводился на подклетях предыдущего столетия, имел три этажа. Первый – использовался для хозяйственных нужд, во втором – располагались царские покои, третий этаж был большим помещением – теремом, своеобразным «чердаком». Как и всем зданиям XVII в. дворцу свойственна некая тяжеловесность. Мастера, создававшие его, попытались максимально возможно по тем временам увеличить окна, но они все равно оказались небольшими, плохо освещавшими комнаты. Своды дворца тяжелые, низкие, комнаты небольшие. Внутреннее убранство смотрелось бы мрачным, но избежать этого позволила богатая и интересная роспись стен, в которой причудливо переплелись растительные орнаменты.