КалейдоскопЪ

Быт

Основные черты и особенности русского быта допетровской эпохи

Быт – та сторона жизнедеятельности человека и общества, которая в наибольшей мере связана с традициями, привычками. На него накладывают отпечаток также моральные устои и представления, передающиеся от одного поколения к другому. Изменения в быте происходят крайне медленно. Для быта каждой эпохи свойственны свои черты. Одной из основных особенностей данного периода является существенная разница в бытовых устоях каждого сословия. По одежде человека, его жилищу, по тому, какие продукты он употреблял в пищу, легко определить – к какой социальной категории он относился. Даже свобода распоряжаться собственным имуществом и своей судьбой не была одинакова для всех. Так, крепостной крестьянин полностью зависел от своего хозяина. Помещик чинил суд над своими крестьянами, он вместе со своими приказчиками насильственно создавал крестьянские семьи, определяя, какая крестьянка станет женой того или иного крестьянина. Сами же феодалы, столь полноправно распоряжавшиеся судьбой зависимых от них людей, выступали в роли холопов по отношению к царю, проявляли при этом смирение и угодливость. Среди феодалов равенства также не существовало, приходилось проявлять почтительность к тем, кто стоял выше в иерархии, и в то же время демонстрировать самоволие, вплоть до самодурства, к нижестоящим.

Если сословный характер быта предопределял главные различия в образе жизни разных категорий общества, то были черты, свойственные быту нации. К таким относился патриархальный уклад жизни. Он был связан с беспрекословным подчинением воле старших и господствующим положением мужчины над женщиной. Так, даже для свободных людей вопрос заключения брака был делом не самих жениха и невесты, а их старших родственников. Именно они играли главную роль в сватовстве и смотринах. Главным фактором выбора становились не столько достоинства молодых, сколько положение их семей, важнее была не невеста, а ее приданое, не любовь молодого человека к девушке, а его репутация в обществе. Часто жених видел невесту первый раз, когда после венчания на свадебном пиршестве с нее снимали фату, полностью ее скрывавшую. Традиции русского быта предписывали беспрекословное повиновение воле родителей. В середине XVII в. они были закреплены в законодательстве. Согласно Соборному Уложению, дети не могли жаловаться на родителей, за подачу подобных челобитных они подлежали битью кнутом.

Положение в обществе женщины практически все это время оставалось приниженным. Поскольку большинство браков совершалось не по любви, семейные раздоры были закономерны, подчас доходило и до убийства супруга. Между тем, преступника, в зависимости от его пола, ждало различное наказание. Жену, убившую мужа, согласно закону, следовало закопать по шею в землю, в результате чего она умирала медленной и мучительной смертью. Муж, убивший жену, репрессиям не подвергался.

Несмотря на свою консервативность, быт, как и все социальные устои, все же был подвержен ряду влияний. Как и русская культура в целом, быт в XVII столетии имел тенденцию к обмирщению и относительной европеизации. Однако, говоря об этих изменениях, не следует забывать, что касались они практически только господствующих сословий. Среди этой категории населения России получили распространение европейская система образования, переводная светская литература, иностранные вещи в обиходе.

Женщине было положено вести затворнический образ жизни. Однако во второй половине столетия эти требования стали несколько ослабевать. Сказывалось изменение настроений как самого царского двора, так и его окружения, сопровождавшееся растущим интересом к европейским обычаям. Эта тенденция все более усиливалась по мере роста присутствия и значения России на международной арене. Так, вторая жена царя Алексея Наталья Кирилловна Нарышкина на манер иностранных государынь при торжественных выездах отправляла своих представителей к зарубежным послам, дочь Алексея Софья получила образование наравне с мужчинами царской фамилии, первая из русских царевен обучалась мужчиной, а не женщинами-мастерицами. Ее наставником стал известный мыслитель того времени Симеон Полоцкий.