КалейдоскопЪ

Одежда

В XVII в., как и в Средневековье в целом, одежда не только защищала человека от внешних воздействий, но и отражала его состоятельность, сословную принадлежность. Для изготовления одежды использовались различные материалы: льняные и шерстяные ткани, ткани из конопляного волокна (посконь), шкуры разнообразных животных, меха и др. Для изготовления обуви использовали кожи различных сортов и способов выделки. Представители простонародья могли позволить себе далеко не все из перечисленных материалов. Ценные меха соболя, куницы, горностая использовались исключительно в одежде богатых. При этом меха украшали не только зимнюю, но и всесезонную одежду, служили для изготовления воротников, опушек, шапок. На торговых площадях крупных городов можно было приобрести и привозные импортные материалы, такие как кружева, шнурки, разноцветные нитки, бархатные и парчовые ткани. Их цена была столь высока, что аршин материи мог равняться цене имущества целого крестьянского двора.

Традиционно изготовлением одежды и присмотром за ее состоянием занимались женщины. Эта традиция в XVII столетии сохранялась не только в крестьянском быту, но и при царском дворе. Царица была обязана входить во все детали изготовления одежды царской семьи, она определяла время пополнения запасов, необходимость изготовления новых вещей, материалы, которые пойдут на изготовление одежды.

С одеждой связывали многочисленные суеверные представления: считалось, что постельное белье, некоторые виды украшений в состоянии уберечь человека от злых духов, болезней, наговоров злых людей. Даже в царском дворце белье для стирки перевозили на реку в специальных сундуках под замком и печатью, под присмотром приближенных боярынь.

Как и ныне, мужская и женская одежда значительно отличались. Между тем, были элементы, присущие и той и другой. Основной одеждой была рубаха. Считалось, что длинная мужская рубаха признак знатности. Но уже в начале XVII столетия представители господствующего сословия предпочитали короткие. Рубаху носили поверх штанов. Штаны же были довольно широкими, а сверху, на поясе, собирались тесьмой.

Рубахи русских крестьянок были длиной до икр, у более знатных женщин – еще длиннее. Рубашку выкраивали из прямых полотнищ, без клиньев. Различали «нательную» и «красную» рубашку. Нательная рубашка имела длинные рукава, прямой разрез у ворота и была скромно украшена. Красная рубашка часто шилась из шелковой или тонкой бумажной ткани, она могла быть полосатой, узорной. Красную рубашку носили поверх нательной. Наиболее интересной деталью этой рубашки были рукава. Их делали из особо тонкой ткани, очень длинными. Рукава собирались у запястья узким манжетом или браслетом. Чтобы показать рукава рубашки, при надевании поверх нее верхнего платья, в нем делались специальные прорези в плечах, рукава верхней одежды не обхватывали руку, а подобно крыльям свисали с плеч, оставляя открытой рукав красной рубашки. Женщина была обязана подпоясать рубашку, не сделать этого считалось неприличным поступком.

Наиболее распространенной верхней мужской одеждой XVII в. был кафтан. Его носили все сословия общества – от крестьян до бояр. Эта одежда кроилась в талию, была распашной. Короткий крестьянский кафтан называли зипуном. Было несколько видов крестьянских кафтанов. Верхняя одежда высших сословий была более разнообразной. Короткий кафтан из легкой ткани, плотно облегавший фигуру (терлик), был своеобразной горничной одеждой. Его шили из цветных гладко окрашенных тканей, чаще всего шелковых. Сверх терлика одевали кафтан из цветного сукна. Рукава у кафтана были длинные, узкие, опушенные мехом. Очень богатые люди могли позволить себе шить кафтан из бархата или парчи. Когда знать собиралась на дворцовый прием, и каждый желал показать себя в лучшем свете, тогда поверх кафтана внакидку надевали шубу. На шубы шли самые дорогие ткани. Такая одежда отделывалась золотым и серебряным шитьем, мехами, драгоценными камнями.

Наиболее распространенной верхней одеждой крестьянок был сарафан. Шился он из плотной ткани, на подкладке. Кроме этого крестьянки носили и такую одежду как поневе. Эта одежда напоминает современные юбки, одевалась она поверх рубашки, но была короче нее. Из-под поневе был виден подол рубахи. Среди знатных женщин особой популярностью пользовались летники. Это была просторная одежда с рукавами-крыльями, свисавшими с плеч и оставлявшими открытой рукава красной рубашки. Во время выходов поверх летника женщины одевали опашни – распашную одежду с длинными рукавами и обширными воротниками. Эта одежда шилась из цветного сукна, бархата, парчи. Часто опашни носили внакидку. Так же как и мужские шубы, женская верхняя одежда обильно украшалась. Особую прелесть ей придавали пуговицы – крупные, застегивающиеся длинными петлями из узорных шнурков.

Теплая зимняя одежда XVII в. была представлена телогреями. Их кроили просторно, с широкими рукавами, на меховой подкладке. Обязательной деталью женского выходного наряда были накладные воротники из меха, бархата или парчи, украшенные жемчугом и драгоценными камнями.

Основным типом обуви были сапоги. Крестьяне носили сапоги из некрашеной сыромятной кожи, иногда черные; богатые – из цветного сафьяна, расшитые жемчугом, кованные серебряными подковками. Среди женщин обычай носить сапоги был распространен только в бедных и средних сословиях. Их делали из крашеной телячьей кожи для тех, кто победнее, или из некрашеной бараньей кожи (сафьяна) – для более состоятельных. Знатные женщины носили чеботы, имевшие небольшие голенища, или башмаки. Низ обуви делали из кожи, а голенища – из дорогих тканей. Обувь расшивали золотой или серебряной нитью, жемчугом. Женская обувь обязательно имела высокий каблук.

Среди головных уборов XVII в. для мужчин низкого происхождения было характерным носить летом войлочные шляпы, зимой – суконные шапки, подбитые бараньим мехом. Шапки знатных людей подбивались черной лисицей или соболем с небольшой опушкой из того же меха. Думные чины на торжественные собрания надевали шапки вышиной с локоть из соболя или лисицы. Шапка на Руси XVII в. была олицетворением мужской чести и достоинства. Было принято снимать шапку перед лицом, старшим по возрасту или социальному положению, в знак покорности. Головные уборы женщин также имели значение определенного символа. Именно головной убор подчеркивал семейное положение женщины. До замужества девушка могла ходить с непокрытой головой, а для защиты от холода она надевала шапку или шляпу. Их покрой близок покрою мужских головных уборов. Исключительно девичьим головным убором были жесткие полосы, обхватывающие голову, словно обруч. На них нашивались различные украшения. Замужняя женщина, по обычаю, была обязана закрывать волосы. Особенно тщательно это правило соблюдалось в присутствии посторонних или при выходе на улицу. На голову надевали убрус – специальное головное полотенце, закрывавшее голову, часть лица и плечи. Разновидности женских шапок зависели от сезона. Зимой носили бархатные или парчовые шапки, подбитые мехом. Девушки надевали высокие меховые шапки «столбунцы». Летом женщины из окружения царицы надевали поверх убруса широкополые белые войлочные шляпы, подбитые цветным шелком, подвязанные лентами у подбородка.

На протяжении XVII столетия в допетровской России одежда претерпела малозначительные изменения по сравнению с последующим периодом. Понятие о чести и достоинстве традиционно связывали с роскошностью одежды, что мешало упростить костюм, сделать его более деловым. Только в конце века среди наиболее передовых представителей знати стал распространяться более скромный тип одежды, заимствованный из польской моды.