КалейдоскопЪ

Социальная политика в первой четверти XVIII в.

Принципы социальной политики Петра I были те же, что и при проведении экономической политики, – защита интересов дворянства как господствующего сословия с целью укрепления абсолютистского государства. В некоторых исторических работах отечественных историков Петр предстает как надсословная фигура или как представитель буржуазии, – дворян он, якобы, не любил, «поколачивал» их, предпочитая иметь дело с третьим сословием – купеческим. Это, конечно, легенда, факты и документы эпохи свидетельствуют, что на самом деле от петровской экономической политики, да и от его реформ в первую очередь выигрывали дворяне.

Во-первых, в результате петровских преобразований дворяне значительно увеличили свое землевладение, оно распространилось на юг, на территорию Левобережной Украины и бывшей знаменитой Белгородской укрепленной линии – здесь дворяне в особо больших размерах получили земли. Дворянское землевладение стало также продвигаться на восток, захватило Башкирию и Урал. В первой четверти XVIII в. дворянам было раздано свыше 175 тыс. душ мужского пола государственных крестьян, т. е. свыше 300 тыс. душ обоего пола.

Во-вторых, при Петре значительно расширились дворянские права на землю и крестьян. В 1714 г. Петр опубликовал знаменитый указ о единонаследии. Само название свидетельствует о том, что Петр I, по примеру английского майората, устанавливал такой порядок, чтобы предотвратить дробление поместий, недвижимость переходила к одному наследнику, делить можно было только движимое имущество: деньги, скот и т. п.

Законом о единонаследии было ликвидировано также различие между вотчиной и поместьем, юридически уравняв дворянские поместные и вотчинные владения. Для них был введен единый юридический термин – «недвижимое имение», на которое распространялось право наследования. Слово «поместье» сохранилось, как и слово «помещик», но не как юридическое понятие, а как бытовое, а по своему юридическому значению поместье превратилось в вотчину – наследственное владение. Это значительно расширило земельные права дворянства.

В-третьих, в ходе петровских реформ произошло оформление дворянства как господствующего служилого сословия.

В 1718 г. был опубликован закон о введении подушной подати вместо подворной, после чего происходила перепись тяглого населения. По этому закону из дворянского класса были отчислены все так называемые беспоместные и не имеющие крестьян. Эти служилые люди обслуживали крепости и засечные полосы, несли сторожевую службу. Государство вознаграждало их за службу землей, которую они обрабатывали своим трудом. Юридически считаясь землевладельцами, такие служилые «приборные» люди по социальному положению фактически были крестьянами.

Вся эта огромная категория мелких служащих, которая лишь формально относилась к дворянству, но по существу представляла собой феодальное крестьянство, теперь была исключена из дворянского сословия и переведена в новую категорию, возникшую после 1714 г. – крестьян-однодворцев. Это были крестьяне-землевладельцы, но будучи лично свободными, платили подушную подать как все остальные крестьяне.

Все оставшиеся в составе господствующего сословия – дворянства – получили заимствованное из Польши название шляхтичей. Правда, на русской почве оно не привилось, более того утвердилось понятие «дворянин» в его новом значении как представителя господствующего сословия землевладельцев, имевшего исключительное право и на владение крепостными крестьянами.

Не меньшее значение в деле оформления дворян как господствующего сословия имел закон о рангах, изданный в 1722 г. Основной его документ «Табель о рангах» ликвидировал все прежние категории господствующего класса бояр, дворян, городовых дворян, выборных дворян, детей боярских, служилых людей и т. д.

«Табель о рангах» установила новый порядок получения чинов. Все чины давались отныне только за службу. Сама служба делилась на четыре вида: военная, морская, гражданская (статская) и придворная.

В каждой из них все должности делились на 14 классов. Самым низшим был чин 14-го класса, самым высшим – 1-го класса. Что касается военных чинов, то самым низшим был чин фендрика (с 1731 г. прапорщика), самым высшим – фельдмаршала; в морской службе: самым низшим – мичман, самым высшим – адмирал. В гражданской службе самым низшим был коллежский регистратор, самым высшим – канцлер, или действительный тайный советник. Следует заметить, что чины в разных видах службы были равны между собой по классам: чин адмирала был равен чину фельдмаршала или канцлера и т. д.

Дослужившийся до чина 8-го класса (майора в армии, коллежского советника – на статской службе) выходец из других сословий, получивший в 14-м классе личное дворянство, приобретал потомственное дворянство, т. е. право передавать дворянское звание по наследству (правда только одному сыну, другие записывались в категорию «обер-офицерских детей»). Такой порядок позволял включить в состав привилегированного сословия – дворянства наиболее талантливых представителей других сословий, доказавших свою преданность государству и возглавлявшему его монарху.

Таким образом, закон 1722 г. не только ликвидировал в среде дворянства внутренние перегородки, но и консолидировал его как господствующее, «первенствующее» сословие. Закон обязал дворян нести обязательную государственную службу без срока. Он резко и беспрекословно расправлялся с дезертирами (как сказали бы теперь, тогда же существовало очень хорошее русское слово «нетчик» – находящийся «в нетях», т. е. в бегах). С этими «нетчиками» Петр поступал жестоко, лишая их не только звания, но и головы.

Петр предписал дворянам обязательно учиться, и делалось это во имя интересов дворянского государства. Более того, так как дворяне прежде не были приучены к учению, Петр издал указ о том, что дворянские сыновья, не получившие низшего образования в так называемой «цифирной» школе и не имевшие удостоверения о ее окончании, не имели права жениться. Священникам было запрещено венчать дворян-недорослей, не имевших такого удостоверения.

Что касается политики в отношении крестьянства, укажем несколько фактов, свидетельствующих о том, что положение крестьянства в первой четверти XVIII в. значительно ухудшилось.

22 января 1719 г. был издан указ о переписи мужских душ. Указ содержал призыв к тяглому населению подавать правдивые сведения – «сказки», в противном случае правительство грозило тяжкими наказаниями (смертной казнью и кнутом) за утайку душ от переписи. Осенью 1719 г. была учреждена Канцелярия переписных дел во главе с бригадиром В.Н. Зотовым, вскрывшая к 1720–1721 гг. массовую утайку душ. С начала 1722 г. началась повсеместная проверка (ревизия) результатов переписи 1719–1721 гг. Ее осуществляли ревизоры из армейских офицеров. Ревизия окончательно завершилась уже после смерти царя Петра I в конце 1727 г. Общая численность податного населения по первой ревизии составила 5 637 449 душ м.п. Размер подушной подати первоначально равнялся 74 коп. с одной души м.п., но вскоре был несколько сокращен – до 70 коп. С государственных крестьян, кроме того, взимали оброчный сбор (40 коп. с души м.п.). Суммы эти были только расчетными, община «разводила» их «по животам и промыслам», т. е. учитывала имущественное положение налогоплательщика и вводила дифференцированный сбор (с богатых «душ» взимали больше, а с бедных меньше расчетной суммы).

Закон о подушной подати внес серьезные изменения в сословное положение крестьян. Дело в том, что в практике XVII и XVI вв., и еще раньше, в XV в. крестьянское сословие делилось на две части: на крестьян, сидевших на земле и платящих подворную подать, и на холопов, находившихся в личном владении помещиков, т. е. рабов, которые подати не платили.

Петровский закон о подушной подати ликвидировал различие между холопами и крестьянами: он заставил платить подушную подать и холопов. Понятие «холоп» стало теперь понятием не юридическим, а ругательным, рудиментом в русском языке – как юридическая категория оно перестало существовать. Но это не значит, что рабство было уничтожено. Крепостное крестьянство, в состав которого были включены холопы, по своему положению мало чем отличалось от них.

Другая особенность закона состояла в том, что ответственность за сбор подушной подати с крестьян возлагалась на помещиков. Это значит, что помещик теперь выступал перед крестьянином не только как его землевладелец, но и как государственный чиновник, представитель государственной власти.

Естественно, в результате введения этого закона в жизнь власть помещика над крестьянином значительно возросла. Наконец, с введением подушного сбора произошли перемены в структуре и самого крестьянства.

Состав крестьян в XVII – начале XVIII в. был очень пестрым. Наряду с помещичьими, церковными и дворцовыми крестьянами существовали еще крестьяне черносошные, ясашные и многие другие категории, подчиняющиеся непосредственно государству. С введением в действие законов о подушной подати все эти категории крестьян образовали единую группу крестьян – государственных. Отныне крестьяне резко делились на две категории: государственные, составляющие собственность государства, и частновладельческие. Последние делились на крестьян помещичьих, и крестьян церковных (монастырских, архиерейских).

В петровское время значительно увеличились поборы с крестьян: выросли государственные и помещичьи повинности. Пока хозяйство велось натуральным образом, размеры помещичьей эксплуатации определялись «размерами желудка» помещика, его семьи и слуг. Незачем было брать с мужика продуктов больше, чем они могли съесть, а когда появился рынок, где можно было продать неиспользованные продукты, «аппетиты» помещиков стали расти, а главное, во много раз выросли государственные повинности. Подушная подать была более высокой по сравнению с подворной. Подушной податью обкладывалось только мужское население с момента рождения и до смерти. Женщины из подушной подати исключались. При переписи населения учитывалось только податное население. Вот почему возникла знаменитая «мужская душа», которую называли еще «ревизской душой», т. е. душой, которая числилась в списке налогов.

Существовал такой порядок, что из списка нельзя было исключить ревизские души до новой переписи (ревизии), а она обычно проводилась через 15–20 лет. Получалось, что человек, родившийся после переписи, мог 15 лет не платить, а за умершего на следующий день после переписи платили еще 15–20 лет. Он числился живым, и как живым им могли оперировать вплоть до продажи. Герой гоголевских «Мертвых душ» Чичиков покупал именно этих умерших, но не исключенных из ревизских сказок, чтобы получить под их закладную деньги в банке.

В погоне за деньгами правительство Петра I ввело громадное количество так называемых косвенных налогов: налоги на соль, на рыбную ловлю, на табак, даже на бороду. Пока мужик сидел в деревне, он мог носить бороду свободно, но как только приезжал в город, он должен был заплатить налог и получить жетон. Кроме того, крестьянство несло тяжкую подворную и постойную повинность. В петровское время солдаты располагались на постой в населенных пунктах, причем хозяева обязаны были кормить солдат. Это было чрезвычайно тяжелой повинностью. Строительство городов и крепостей, в том числе Петербурга, ложилось также в виде повинности на население страны. И, наконец, рекрутчина, которая всей тяжестью обрушилась на крестьянство.

В 1724 г. правительство Петра I ввело отпускные паспорта для крестьян. Крестьянин для того, чтобы уйти на работу в ближайший город, должен был получать паспорт – «отпуск», подписанный помещиком или в его отсутствие приказчиком, а выход за пределы своего уезда требовал не только письменного разрешения своего помещика, но и земского комиссара, при этом паспорт должен быть заверен полковой печатью. За каждый паспорт с крестьян брали пошлину в 2 коп. Категорически запрещался отпуск крестьян на заработки вместе с семьями. Для крестьян-отходников на заводы устанавливался предельный срок отсутствия – 3 года.

С введением паспортной системы правительство стало жестко контролировать миграцию населения и еще более усилило крепостнический режим. Стеснено было формирование рынка рабочей силы в стране.

В целом положение крестьян в первой четверти XVIII в. оставалось тяжелым, и это послужило причиной острых социальных конфликтов в эпоху петровского правления.

В России имелась особая группа населения, интересы которой особенно заботили петровское правительство. Для укрепления этого нарождающегося класса – буржуазии Петр сделал чрезвычайно много. Поощрение государством промышленности привело к тому, что наряду с торговой буржуазией возникла промышленная буржуазия, представленная владельцами мануфактурных предприятий.

Буржуазия формировалась из различных социальных источников. В ее составе имелись горожане, городские ремесленники (например, знаменитые Демидовы, заводчик Баташов) и выходцы из крестьян – владельцев «светелок», переросших в крупные предприятия – Маклаков, Малков и ряд других. Придавая развитию промышленности важное значение, правительство Петра I по изданному в 1719 г. Берг-регламенту разрешило устроителям заводов и рудников платить в пользу владельцев земли, на которой они создавались, лишь / часть прибыли. Предпринимательской деятельностью занимались и крупные русские дворяне, в том числе такие деятели петровских времен, как Меншиков, Шафиров, Толстой, Апраксин и многие другие. Активным сторонником петровской политики в отношении городов, торговли, купечества являлся Иван Тихонович Погошков – автор «Книги о скудости и богатстве», в которой была сформулирована широкая программа социально-экономического развития страны. Автор был убежден, что в России должна процветать свободная торговля, так как «купечеством всякое государство богатица».

В царствование Петра I в интересах российской буржуазии было реформировано управление городами. В 1720 г. по указу Петра был образован Главный магистрат – учреждение, ведавшее специально городами. По этому указу управление городами от воевод передавалось непосредственно городским магистратам, которые состояли из выборных представителей городских сословий. Все городское население было разделено на две категории: граждан регулярных, в которую вошли купцы, мелкие торговцы и ремесленники, и граждан нерегулярных, или «подлых». Сейчас это только ругательное слово, но тогда оно носило официальный характер и обозначало категорию горожан лично свободных, живущих продажей своей рабочей силы, не имеющих собственности и кормящихся работой по найму. Избирательные права были предоставлены только гражданам регулярным. Граждане нерегулярные избирательных прав не имели. В целом правительство царя Петра, покровительствуя промышленникам и купцам, объективно способствовало росту экономического потенциала страны.