КалейдоскопЪ

Торговля

Рост товарной продукции в сельском хозяйстве, промышленности, ремесле и промыслах, а также наличие большой регулярной армии вызывали значительный рост внутреннего товарооборота. В начале XIX в. можно говорить о едином всероссийском рынке, в основе которого лежали прочные экономические связи между регионами, сложившаяся структура цен, развитой торговый капитал, устойчивая денежная система, налаженные пути сообщения и транспорт. В первой половине XIX в. практически не получили распространение акционерные общества, фондовые и оптовые биржи, коммерческие банки и коммерческий кредит, поэтому торговля развивалась по упрощенной схеме: «товар – деньги». В этих условиях в торговле было много посредников: одни формировали мелкие партии товаров, другие соединяли их в крупные, третьи создавали оптовые партии, четвертые – переправляли их в города или порты и затем этот поток продавался посредникам-продавцам, вплоть до лавочников и базарных торговцев. Как правило, расчеты велись «живыми» деньгами и прежде, чем попасть к потребителю товары оплачивались 6–7 раз. Такая малоэффективная форма торговли вполне соответствовала докапиталистическому рынку, приносила большой доход торговцам, но сопровождалась постоянным дефицитом свободных денежных средств. Товаропроизводители с трудом находили торговцев-посредников, которые могли заплатить приемлемую цену за предлагаемую продукцию.

Сокращение пути товара от производителя к потребителю в России осуществлялась через ярмарочную торговлю, которая в первой половине XIX в. приобретает очень большое значение. Далеко не полные подсчеты числа ярмарок показывают, что их число возросло с 3,1 тыс. в конце XVIII в. до 6 тыс. в середине XIX в., из которых более 60 ярмарок имели весьма крупный товарооборот и являлись всероссийскими торговыми центрами. Среди них особенно выделялись Нижегородская, Ирбитская, Макарьевская, Киевская контрактовая, Иркутская, Енисейская и др. На них на ряду с оптовой одновременно осуществлялась обширная ручная торговля. Основная категория населения – крестьяне – на крупных ярмарках выступали преимущественно, как потребители, а на мелких ярмарках, чаще всего как продавцы.

В конце XVIII в. в ассортименте ярмарочной торговли первое место занимали изделия мануфактур, далее последовательно шли продукты животноводчества, рыболовства, крестьянских промыслов, зерно, металлические изделия, древесина и алкогольные напитки. За пятьдесят лет эта структура почти не изменилась: заметно возросла торговля животноводческой продукцией, зерном, изделиями из металла, керамики и стекла, сократилась продажа продуктов леса. К середине XIX в. ярмарочный товарооборот удвоился, что означало невысокие темпы развития торговли.

В первые годы XIX в. наблюдался интенсивный рост внешней торговли. За шесть лет торговый оборот увеличился более чем на 22 %. Основной внешнеторговый оборот осуществлялся через 12 балтийских портов (более 88 %). Из России везли хлеб, железо, пеньку, лен, меха, поташ, лес, полотно, кожаные изделия и др. Важнейшими импортными товарами были: вина, сахар, пряности, фрукты, цветные металлы, хлопчатобумажные и шелковые ткани, аптекарские материалы, золото, серебро, драгоценные камни, металлические инструменты и машины, фарфор. Перечень товаров показывает, что Россия не была исключительно поставщиком сырья и потребителем промышленных товаров.

Положение дел сильно изменилось в годы континентальной блокады. Внешний торговый оборот России за 1808–1817 гг. упал на 54 %. Только к 1816 г. внешняя торговля восстановилась на уровне начала века, но главный ущерб был в другом: нарушилась прежняя структура товарооборота, которая была весьма выгодной для России. Положительным последствием континентальной блокады был значительный рост транзитной торговли через Россию как в европейские страны, так и на Восток.

В середине XIX в. внешнеторговый оборот России возрос почти в 4 раза. В импорте первостепенное значение стал играть хлопок, красители, машины и инструменты. Из экспорта почти исчезли железо и полотно, но некоторое количество промышленной продукции Россия продолжала вывозить в Турцию, Персию и Среднюю Азию. Основными предметами экспорта стали продукты животноводства и зерно.

В первой половине XIX в. Россия оставалась страной бездорожья. В начале века были введены в эксплуатацию Мариинский и Тихвинский каналы, соединяющие Волгу с Балтийским бассейном. Было построено несколько шоссе, общей протяженностью 9 тыс. верст, но коренным образом транспортная проблема не разрешилась.

В 1825 г. в Англии была построена первая в мире железная дорога протяженностью 21 км. В 30-х годах железные дороги появились во многих странах Европы и в США. Россия также была в числе первых стран, начавших железнодорожное строительство. Первенцем была дорога между Петербургом и Царским селом длиной 25 верст, открытая в 1838 г. Спустя некоторое время, в 1851 г., была введена крупнейшая в мире двухпутная магистраль «Петербург-Москва». В этой области Россия шла в ногу с европейским техническим прогрессом, но темпы его реализации были низкими.

Промышленный переворот затронул и российское судоходство. В 1815 г. в России был построен первый пароход, но в 1840 г. их было на всю страну только 16. Получилось, что вступив на путь создания нового вида транспорта одновременно с другими передовыми странами, Россия сразу утроила темпы развития в этой области. В середине XIX в. в России насчитывалось 339 пароходов, преимущественно иностранного производства. В основном по рекам грузы сплавлялись на плотах и при помощи конной или бурлацкой тяги. Как и раньше внешняя торговля обслуживалась почти исключительно иностранными судами. Слабость транспорта во многом отражала феодальные черты российской экономики, но, в свою очередь, существенно тормозила новые, буржуазные элементы ее развития.