КалейдоскопЪ

Финансы

Денежная система государства – наряду с хозяйством, армией, системой налогов и податей – является важнейшим инструментом управления, имеющим экономическую и политическую составляющие. Денежная эмиссия оказывает огромное влияние на экономику страны и предопределяет политическую независимость государства.

Финансовая стабилизация общества всегда характеризует благоприятную экономическую ситуацию в государстве, уровень благополучия населения, накопление капиталов и общую политику государства. К началу XIX в. Россия пришла с финансовой системой, в которой главное место занимали интересы государства. Даже либеральные финансовые послабления Екатерины II не дали возможности укрепиться индивидуальным хозяйственным интересам представителей всех сословий страны. Действующая денежная система, государственные подати и повинности полностью были подчинены интересам государства и оставляли минимальные возможности для накопления капиталов путем предпринимательской деятельности. В первой половине XIX в. главным критерием состоятельности была собственность на землю. Сложная сословная структура общества сильно ограничивала использование земли как капитала, гарантирующего сложные и крупные финансовые операции.

В простейшей денежной системе, которая была характерна для России данного периода, деньги функционировали как средство обращения и средство сохранения стоимости товара или имущества. В феодальную эпоху реальной гарантией стоимости товара выступало золото и серебро. Как известно, Европейская Россия богата многочисленными минеральными ресурсами, но она полностью лишена запасов золота и имеет самые минимальные запасы серебра. Товарные возможности России к XIX в. были не на столько велики, чтобы создать значительные ресурсы золота и серебра. В поисках залежей золота западноевропейские страны осваивали океаны и новые материки. Россия в поисках золота быстро и настойчиво осваивала Евразию. Неслучайно, что Россия вышла к Тихому океану на столетие раньше, чем к Черному морю. В России катастрофически не хватало золота и в его поисках осваивались огромные пространства на востоке. К средине XVIII в. в России практически не добывалось даже меди! За золото, серебро и медь страна очень дорого расплачивалась своими традиционными товарами.

В середине XVIII в. на Алтае и в Сибири были найдены первые месторождения золота и серебра. Постепенно добыча ценных металлов росла, и в 1800 г. в России добывалось 17 т серебра и 324 кг золота. Медные месторождения был мелкими и нерентабельными, поэтому производство меди по-прежнему было незначительным. Вместе с тем, поиски драгоценностей привели к тому, что в 1819 г. на Урале были найдены платиновые россыпи, что позволило с 1846 г. выпускать уникальные в мире платиновые монеты достоинством 3,6 и 12 рублей. К середине XIX в. золотодобыча в России приобрела огромные размеры: в среднем за год добывалось около 24 т золота, что составляло 47 % мировой добычи.

Низкая товарность производства начала XIX в., слабые золото-серебрянные поступления в казну и огромные затраты государства порождали нестабильный курс рубля. С середины XVIII в. в России были выпущены ассигнации – бумажные деньги, которые имели твердый эквивалент в медной и серебряной монетах. Бумажные деньги относительно соответствовали товарообороту в стране и слабо обесценивались, принося в казну огромные доходы. С 1786 г. стали выпускаться новые ассигнации, не имевшие гарантированного серебряного обеспечения. В результате в первый же год выпуска рубль ассигнациями стоил 98 копеек серебром. В начале XIX в. курс ассигнаций неуклонно падал и к 1814 г. достиг соотношения 20 коп. серебром за 1 руб. ассигнациями. Позднее курс ассигнаций удалось поднять до 25 коп. и даже до 27 коп. серебром в 1843 г. Естественно, такая нестабильность рубля препятствовала деловой активности в стране. Многие удачливые торговцы и предприниматели не пускали деньги в оборот, а собирали золотые и серебряные монеты и хранили их до лучших времен.

В 1839 г. была проведена денежная реформа. Ассигнации были изъяты из обращения и заменены кредитными билетами, свободно обмениваемыми на серебро. Рубль стабилизировался, что существенно отразилось на развитии деловой жизни России.

Свободная торговля всегда выгодна крупному капиталу, крупным владельцам предприятий. Она выгодна в условиях очень устойчивой финансовой системы. В России она была выгодна помещикам. Всем остальным – нет. При Николае I произошел возврат к протекционизму. Рубль стабилизировался. Постепенно стали изыматься «лишние» ассигнации.

В первой половине XIX в. сохранялась государственная монополия в банковском деле. Существовало несколько государственных банков: Ассигнационный банк (до 1843 г.), Государственный заемный банк, Государственный коммерческий банк и Финляндский банк. Основная часть банковских средств шла на кредитование дворянских имений. К 1812 г. за помещиками числилось ссуд 64 млн руб. серебром (12 % крепостных). В середине века ссуды достигли 425 млн руб. Огромные займы у банков делало государство. Они шли на покрытие бюджетных дефицитов. На кредитование торговли шли очень незначительные средства. Накопления банков составляли огромные суммы до 200 млн руб. ежегодно, но размещать имеющиеся средства банки не могли и не умели. В результате их процентные ставки стали падать, что привело к перемещению вкладов в частные банки, которые стали развиваться в 50-х годах.

Государственный бюджет испытывал постоянный дефицит. В 1801 и 1802 гг. государственные доходы ежегодно составляли соответственно 77 и 78 млн руб. ассигнациями, а расходы – 107 млн, из которых около половины шло на содержание армии и флота. На образование и развитие путей сообщения выделялось по 1 % бюджета. На протяжении первой половины XIX в. размеры государственного бюджета увеличились многократно, но их структура, высокий уровень запретности оставались неизменными. Феодальное государство пыталось решить все внешнеполитические и административные задачи на уровне других европейских стран, истощая тем самым весьма ограниченные возможности собственной экономики. В этих условиях государство, декларируя реализацию общенациональных интересов, сильно сковывало частную инициативу и малоэффективно использовало народные ресурсы. Учитывая традиционную для России централизацию власти, сословную разрозненность общества, пассивность общественного мнения и ограниченность финансово-экономических ресурсов, государство выступало в качестве главного препятствия на пути модернизации страны.