КалейдоскопЪ

Внешняя политика России второй половины XIX в.

Борьба правительства за отмену условий Парижского договора

Внешняя политика второй половины XIX в. отражала проблемы внутреннего развития страны. В 60-70-х гг. основное внимание правительства было сосредоточено на проведении буржуазных реформ, поэтому внешняя политика носила спокойный характер. Господствовало стремление избегать острых международных конфликтов, использовать преимущественно дипломатические способы решения спорных вопросов.

Основной задачей внешней политики после Крымской войны была отмена ограничительных условий Парижского мирного договора. Война существенно изменила международную обстановку. Окончательно распалась венская система, опиравшаяся на австро-русско-прусский союз. На основе англо-французского союза сложилась так называемая крымская система. Поражение в Крымской войне ослабило Россию, привело к падению международного престижа царизма и утрате его влияния на европейскую политику. Царизм по-прежнему выступал как контрреволюционная сила в Европе, но в своей политике отказался от принципа легитимизма. В этом проявлялось важное отличие от предыдущей эпохи.

Некоторое снижение внешнеполитической активности России создавало более благоприятные условия для решения внутренних проблем. Правительство смогло на 7 лет отказаться от рекрутских наборов, сократить армию, понизить военные расходы. Отказ от всемерного подавления революционного движения в Европе позволил царизму ослабить реакцию внутри страны и активизировать часть общественных сил для подготовки и проведения буржуазных реформ.

Ведущим направлением внешней политики второй половины XIX в. оставался восточный вопрос. Крымская война усугубила противоречия на Балканах и в районе Средиземного моря. Возросла зависимость Турции от европейских государств. Балканские народы с возраставшей настойчивостью продолжали национально-освободительную борьбу. Австро-Венгрия предпринимала новые действия для своего укрепления на Балканах. Россия была очень обеспокоена незащищенностью границ в районе Черного моря и отсутствием возможности отстаивать жизненно важные интересы в восточном Средиземноморье, особенно в проливах.

На первом этапе царизм испытывал трудности не только из-за ограничительных статей Парижского мира, но и из-за международной изоляции, препятствовавшей пересмотру международных соглашений. Поэтому сразу после Крымской войны перед правительством встала задача поиска союзников.

Решение трудных задач российской дипломатии, особенно в 60-70-е гг., связано с именем А.М. Горчакова, занимавшего с 1856 г. пост министра иностранных дел. В прошлом А.М. Горчаков был лицейским товарищем А.С. Пушкина, отличался независимостью характера, был нравственно чистоплотным человеком. Обладая широким политическим кругозором, он критически оценивал многие действия царизма. Горчаков был опытным дипломатом и имел обширные связи среди политических деятелей ряда стран. Все это способствовало формированию им внешнеполитического курса, учитывавшего реальную обстановку в Европе.

В конце 50-х гг. российское правительство могло рассчитывать на поддержку Пруссии и Франции. Их международное положение было устойчивым, и они не испытывали острой необходимости в привлечении России на свою сторону. В 1857–1860 гг. России удалось добиться дипломатического сближения с Францией. Однако первые же дипломатические инициативы русского правительства в локальном вопросе о проведении Турцией реформ для христианских народов в балканских провинциях показали, что Франция не намерена оказывать поддержку России.

Серьезной проверкой расстановки международных сил явилось польское восстание 1863 г. Задолго до развития событий в Польше, осенью 1860 г. в Варшаве состоялась встреча трех монархов России, Пруссии и Австро-Венгрии. Никаких конкретных соглашений по общеевропейским вопросам на этой встрече достигнуто не было, но в вопросе о борьбе с освободительным движением в Польше все проявили полное единство. Это показало, что в контрреволюционных действиях царизм мог не опасаться угрозы со стороны своих непосредственных соседей.

В начале 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше, Литве, Западной Белоруссии. Восставшие требовали независимости, гражданского равноправия и наделения крестьян землей. Вскоре после начала событий, 27 января, между Россией и Пруссией было достигнуто соглашение о взаимном содействии в подавлении восстания. Эта конвенция резко обострила отношения России с Англией и Францией.

Западноевропейские правительства, особенно Наполеон III не проявляли особой заботы о польском народе, но стремились использовать подъем освободительного движения для дальнейшего ослабления дипломатических позиций России в европейской политике. Наметившееся ранее потепление русско-французских отношений было сорвано. В печати Англии и Франции развернулась шумная антирусская кампания, в английском парламенте обсуждались вопросы о возможных военных действиях против России. С одной стороны в такой обстановке царизм не мог рассчитывать на достижение каких-либо соглашений с западноевропейскими правительствами. С другой стороны, восстание в Польше сблизило политику монархов России, Пруссии и Австрии. Австрийское правительство хотя и не примкнуло к русско-прусскому соглашению о «восстановлении порядка» в Польше, но не пошло и на взаимодействие с западноевропейскими правительствами.

По мере развития событий становилось очевидным, что правительства Запада не намерены предпринимать вооруженное вмешательство в дела Польши. Не придавая большого значения их дипломатическим акциям, царизм объявил польский вопрос внутренним делом России и отверг все предложения о международных переговорах.

Результатом этих событий явилась новая международная расстановка сил. Между Россией и Англией еще более возросло взаимное отчуждение. Польский кризис прервал сближение между Россией и Францией. Наметилось заметное улучшение отношений между Россией и Пруссией, в котором были заинтересованы обе страны. Российское правительство отказывалось от своего традиционного курса в Центральной Европе, направленного на сохранение раздробленной Германии. Переход России к поддержке объединения Германии «сверху» создавал перевес над враждебными устремлениями Англии и Франции. Принципиально такой путь объединения Германии не противоречил общим реакционным установкам царизма, так как исключал объединение на демократической основе.

Внешняя политика Россия повлияла на соотношение сил в Европе. Пруссия, заручившись молчаливой поддержкой России, приступала к объединению Германии «железом и кровью». В 1864 г. Пруссия при активном содействии Австрии начала войну против Дании. Это дало первые приращения к прусской территории. Вскоре после этого, летом 1866 г., вспыхнула австро-прусская война, которая привела к молниеносному разгрому Австрии. Решающей силой в объединении Германии становилась Пруссия. Развитие сильной милитаристской Германии в перспективе создавало для России серьезную опасность, но молчаливая позиция Англии и Франции по отношению к действиям Бисмарка и их враждебность по отношению к России толкала царизм на дальнейшее сближение с Пруссией.

20 июля 1870 г. началась Франко-прусская война. Российская сторона заявила о своем нейтралитете, но при этом заверила прусское правительство, что в случае выступления Австрии на стороне Франции Россия выступит в поддержку Пруссии. Это поставило слабо подготовленную к войне Францию один на один с Пруссией. Военное преимущество Пруссии проявилось быстро. Уже в августе 1870 г. прусские войска овладели французскими областями Эльзас и Лотарингия. После военной катастрофы при Седане и пленения Наполеона III военное крушение Франции стало очевидным. Внутри Франции назревали революционные события. Все это наглядно демонстрировало сколь недальновидной была политика Наполеона III, построенная на враждебных действиях против России.

Поражение Франции в войне создавало новую обстановку в Европе. Пользуясь благоприятной позицией окрепшей Пруссии, правительство России поставило вопрос о пересмотре условий Парижского мирного договора. Был использован довод, что нейтрализация Черного моря была осуществлена по настоянию Франции, которая брала на себя соответствующие гарантии. В Европе сложилась ситуация, при которой Франция уже не могла осуществлять свои прежние обязанности, и поэтому Россия не считала возможным сохранять незащищенными свои южные рубежи. В октябре 1870 г. российское правительство в одностороннем порядке объявило об отказе от нейтрализации Черного моря. Правительства Англии, Австрии и Турции высказались против действий России. Однако Пруссия не поддержала позиции Англии и Австрии, предложив провести международную конференцию держав, подписавших Парижский договор.

Конференция открылась в Лондоне в январе 1871 г. Россия не требовала пересмотра всех условий Парижского трактата 1856 г. Она ставила лишь вопрос об отмене отдельных статей о нейтрализации Черного моря, ущемлявших ее национальные интересы. Подчеркнутая скромность требований России не означала маловажность вопроса. Нейтрализация Черного моря имела гораздо большие последствия, чем территориальные потери России. Разрешение вопроса могло быть достигнуто на мирной основе, так как формально не затрагивало суверенитета ни одной из стран. Однако представитель Турции потребовал для своей страны гарантий безопасности, выражавшихся в передаче ей права контроля над режимом проливов. Конференция приняла решение о закрытии пролива для военных судов всех стран, но Турции предоставлялось право в мирное время открывать их для военных судов «дружественных и союзных держав» по своему усмотрению. Этот пункт был очень невыгоден России, так как лишал ее возможности быстро увеличить свой военно-морской потенциал на Черном море за счет переброски военных судов с других баз.

В целом Лондонская конференция, завершившаяся в марте 1871 г., явилась крупным дипломатическим успехом России. Была разрушена крымская система, которая не только сковывала возможности обороны России на Черноморском побережье, но и противопоставляла ее другим морским державам, практически исключала возможность добиваться благоприятного соглашения по другим важным вопросам. Военное укрепление Черноморского побережья имело большое значение для внутреннего развития. Россия получала возможность расширить южную морскую торговлю и хозяйственное освоение южных губерний. В обстановке капиталистического развития страны это явилось весомым дополнением к внутренним реформам.

Поражение Франции во франко-прусской войне, образование мощной Германской империи, развал крымской системы создали новую международную обстановку. В условиях острого антагонизма с Англией союзником России могла быть Германия, которая стремилась изолировать Францию. Сближение между Россией и Германией, начавшееся в 60-х гг., было подкреплено взаимной поддержкой в острой ситуации, вызванной франко-прусской войной и последующими дипломатическими маневрами российской дипломатии в связи с пересмотром условий Парижского мира. Взаимная заинтересованность в поддержке толкала правительства России и Пруссии к дальнейшему развитию отношений.

Весной 1873 г. состоялся визит германского императора Вильгельма в Петербург. Между Россией и Германией была подписана военная конвенция о взаимной помощи в случае нападения третьей стороны. Спустя месяц состоялся визит Александра II в Австрию, во время которого была подписана политическая конвенция между двумя странами. В отличие от русско-германского союза, политическая конвенция с Австрией не содержала взаимных обязательств о военной помощи. Осенью 1873 г. был подписан акт о присоединении Германии к русско-австрийской конвенции. В результате этих соглашений оформился «Союз трех императоров». Все три союзницы преследовали свои внешнеполитические цели, мало совпадавшие между собой. Это предопределило недолговечность союза, но на протяжении 70-х гг. он имел большое влияние на международные события. Для России «Союз трех императоров» означал не только выход из международной изоляции, но и определенное восстановление ее влияния на европейскую политику.