КалейдоскопЪ

Идеология и образование

После создания в 1815 г. Священного союза и под влиянием общего усиления консервативных настроении в Европе Александр I все больше проявлял сомнения в необходимости конституционных реформ. К началу 20-х гг. либеральные настроения Александра I практически полностью были исчерпаны. К этому времени, для него были гораздо более значимыми вопросы государственной идеологии, которые в обстановке первой четверти XIX в. носили религиозный характер. Определенные успехи науки и образования в России сопровождались поисками духовных ценностей. В эпоху французской революции и наполеоновских войн в обществе большое влияние имели идеи рационализма, веры в верховную власть человеческого разума. После разгрома наполеоновской Франции русское общество испытывало противоречивые настроения. С одной стороны, наблюдался подъем национального сознания; с другой – некоторое разочарование в рационализме и увлечение различными мистическими учениями. В России вновь проявился интерес к масонству и другим течениям, чуждым церковной обрядности. Политика правительства в первой четверти XIX в. отличалась особой религиозной терпимостью, в результате чего получили широкое распространение всевозможные секты, действовавшие совершенно открыто. Такое положение вызывало большую тревогу Святейшего Синода.

Еще в 1805 г. обер-прокурором Синода был назначен один из близких к Александру I людей – А.Н. Голицын. В то время он был весьма далек от понимания церковных дел и не отличался стойкими религиозными убеждениями. В поисках небюрократического подхода к церковным делам Голицын занялся тщательным изучением Библии. Он привлек в Синод ряд высокообразованных священнослужителей, провел реформу духовных училищ. Примерно спустя десятилетие после начала деятельности у А.Н. Голицына сложилась идея универсального «нового христианства». В связи с этим он стал способствовать проникновению в русское общество различных протестантских течений. При полной поддержке Александра I А.Н. Голицын проводил политику возбуждения религиозных чувств в обществе, полагая, что для этого необходимо использовать учебные заведения, средства печати и различные общества.

В 1817 г. идея универсального христианства получила политическую поддержку – было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, которое просуществовало до 1824 г. При создании «двойного министерства», как его окрестили в церковных кругах, преследовалась отдаленная цель создания теократического государства, в котором должны господствовать универсальные христианские идеи. Эти утопические планы встретили сильное сопротивление со стороны высшего духовенства. Голицыну не удалось добиться даже издания Библии на русском языке (полное издание Библии на русском языке было осуществлено только в 60-х гг.). Для учебных заведений политика «двойного министерства» принесла только гонения. Буквально разгрому подвергся Казанский университет, где чиновники обнаружили «дух вольномыслия и безбожия». Вслед за этим разгрому подвергся недавно созданный Петербургский университет.

Претензии А.Н. Голицына на верховное руководство всей духовной жизнью России встретили яростное сопротивление А.А. Аракчеева, который понимал, что духовное начало не могло быть сильнее государственного. В свои союзники он избрал архимандрита Фотия, давнего противника Голицына. Фотий передал через Аракчеева Александру I свои записки, в которых предрекал, что следствием охватившего общество мистицизма в России неизбежно будет революция. На Александра I это предсказание произвело неизгладимое впечатление. Во имя сохранения православия начались гонения на свободную мысль, затронувшие даже богословов. Был уволен со своего министерского поста Голицын. «Двойное министерство» было упразднено, и восстановлены права Святейшего Синода. Среди церковных иерархов этой эпохи были люди с твердыми убеждениями и искренним стремлением к православному просвещению, не участвовавшие в политических интригах, как например, архиепископ Московский Филарет. Вместе с тем в последние годы правления Александра I власть мало востребовала достойных и талантливых людей. Многие из прежних близких Александру I людей тоже покинули его: либо добровольно, либо по распоряжению самого императора. В последние месяцы жизни его покинул и незаменимый А.А. Аракчеев.

Конец жизни Александра I складывался очень печально. В свои 47 лет он сильно постарел, стал нелюдим, очень глубоко переживал главную трагедию своей жизни: стремясь освободить крепостных крестьян, установить равенство подданных перед законом, он пришел к неограниченному самодержавию с некоторыми чертами тирании, наблюдавшимися при Павле I. После успешного завершения войн хозяйство России быстро восстановилось и сделало заметный шаг вперед. В конце первой четверти XIX в. экономическое положение было весьма благоприятным, но обновлению России препятствовало крепостное право. Много путешествуя, Александр I довольно хорошо знал свою страну, но, несмотря на громкие победы, он не был ни понят, ни любим народом. На протяжении жизни император всегда пользовался большой популярностью в обществе, но в последние месяцы правления его личный престиж упал необычайно низко. Он испытывал глубокую апатию к делам. Даже на доносы о деятельности тайных обществ декабристов, подтверждаемые списками участников, он равнодушно отвечал: «Не мне их судить». Умер Александр I скоропостижно 1 декабря 1825 г. в Таганроге. Последние месяцы жизни и многие обстоятельства смерти Александра I породили легенду о том, что похоронен был не император, а другой человек, что же касается его самого, то он удалился в простую жизнь, приняв облик старца Федора Кузьмича. Действительно, такой человек существовал, был очень почитаем окружающими и умер в 1864 г. в возрасте 87 лет (даты жизни совпадают). Похоронен он был в Томске, и его могила посещалась многими представителями дома Романовых. В России многие были увлечены красивым мифом о судьбе Александра I, но его реальность не подтверждена.