КалейдоскопЪ

Послевоенное устройство СССР

Известно, что в довоенные годы в широких кругах мировой общественности имелось недоверие к СССР, порожденное грубейшими нарушениями прав человека и социалистической законности, совершенными Сталиным и его окружением. Признавая тот огромный прорыв, который был совершен в нашей стране на путях технического прогресса и выход страны в число ведущих держав мира, передовые люди на Западе с недоумением и страхом реагировали на деформации самих представлений о современной цивилизации, порожденных авторитарным режимом. Победа же Советского Союза в войне, огромные возможности нового строя, проявившиеся в труднейших испытаниях, обрушившихся на СССР, притупили внимание к противоречиям внутреннего развития страны, породили надежду, что народ-победитель фашизма сумеет противостоять и внутренней тирании.

Эта надежда подкреплялась и тем, с каким упорством и энтузиазмом советский народ приступил к послевоенному возрождению своей страны.

В залпах победного салюта прозвучали отзвуки великой гордости и великой скорби народа-победителя. Победная весна 1945 г. было пришла не сама по себе. За нее было заплачено дорогой, непомерно дорогой ценой. На фронте, на временно оккупированной захватчиками территории, в концлагерях и на фашистской каторге погибло более 27 млн человек. Война оставила миллионы инвалидов, сирот, вдов, принесла горе в каждую семью.

Война нанесла нашей стране огромный материальный ущерб: 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень были повержены в руины.

Сильно пострадала экономика страны. Произведенный в 1945 г. национальный доход составлял 83 % от довоенного. Сузилась топливно-энергетическая и металлургическая база народного хозяйства, более чем в полтора раза сократилось производство товаров народного потребления. В труднейшем положении оказалось сельское хозяйство страны: ослабла его материально-техническая база, значительно сократились посевные площади, резко уменьшилось поголовье скота.

Сложность экономического и социального возрождения страны усугублялось напряженностью международного положения СССР, попытками империалистических кругов навязать нам новую гонку, теперь уже ядерных вооружений, оказать экономическое давление.

Советскому народу предстояло, опираясь на собственные силы, на тот производственно-экономический потенциал, который был создан в предвоенные пятилетки и годы войны на Востоке страны, решить послевоенные народно-хозяйственные задачи. На этой основе предстояло залечить социальные раны, нанесенные войной.

В этих условиях неизмеримо возросла роль Коммунистической партии как авангарда всех трудящихся нашей страны.

Партии предстояло выработать стратегию и тактику нового переломного этапа в развитии страны, сконцентрировать усилия всех производственных ячеек общества, мобилизовать все социальные и национальные группы населения на ликвидацию последствий войны, вселить в многомиллионные массы уверенность в том, что послевоенные невзгоды будут преодолены.

Переход к мирному строительству потребовал отказаться от чрезвычайных, продиктованных войной форм партийного и государственного руководства страной. 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны. Регулярно стали действовать Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров – правительство СССР. Система Центрального Государственного и местного управления стала перестраиваться применительно к задачам перехода от войны к миру.

Началась реорганизация Вооруженных Сил. В июне 1945 г. Верховным Советом СССР был принят «Закон о демобилизации старших возрастов личного состава Действующей Армии».

Демобилизация позволила перейти к перераспределению и партийных сил. Так, если в 1945 г. в военных организациях состояло 57,7 % коммунистов, а в территориальных – 42,3 %, то в 1947 г. соотношение соответственно составляло 19,53 и 80,4 %. Коммунисты-фронтовики составляли поистине цвет партии. Свою преданность народу они доказали с оружием в руках, самоотверженно защищая честь и свободу нашей Родины. За годы войны, несмотря на большие потери коммунистов, на фронте (более половины довоенного состава партии), численность ВКП(б) значительно выросла. Если на 1 июля 1941 г. в ее рядах насчитывалось 3817906 членов и кандидатов в члены партии, то на 1 января 1946 г. – 5510862. Две трети коммунистов вступили в партию в годы войны.

Большая часть коммунистов-фронтовиков направлялась на работу в местные партийные и советские органы, на хозяйственную работу, так как значительная часть руководящих работников отдала жизнь, сражаясь в армии или в тылу врага. Только в Смоленской области погибли 42 секретаря горкомов и райкомов партии. Из 1037 членов районных и городских комитетов партии к моменту освобождения осталось лишь 178.

В 16 районах не сохранилось ни одного члена райкома. Такое же положение с кадрами, особенно в низшем звене партийного и советского актива, было и в других районах страны. Однако полностью удовлетворить потребности в руководящих кадрах за счет фронтовиков не удалось, ибо расширяющиеся масштабы хозяйственного строительства постоянно требовали все большего числа руководителей и организаторов. При этом немало активистов выдвигалось из среды трудящихся.

Характеризуя морально-психологическую обстановку первых послевоенных лет, надо отметить, что в ней противоречиво утвердились, с одной стороны, возросшее самосознание народа-победителя, а с другой – приверженность партийно-государственного руководства страны во главе с И.В. Сталиным прежним методам руководства. Продолжались злоупотребления властью, нарушения социалистической законности. Дефицит доверия к народу проявился в массовых репрессиях против бывших военнопленных, проявивших мужество и стойкость в фашистских застенках. Бывшие узники пополнили теперь уже отечественные концлагеря и были использованы на принудительных работах на объектах народнохозяйственного значения.

Серия дел была сфабрикована и против видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда, выдвинувшихся накануне и в годы Великой Отечественной войны. Бывшие ленинградцы секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов, член Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель Председателя Совнаркома Н.А. Вознесенский, Председатель Совета Министров РСФСР М.И. Родионов, а также руководители ленинградских коммунистов П.С. Попков, Г.Ф. Бадаев, Я.И. Калугин были обвинены в противопоставлении самих себя ЦК ВКП(б), намерении превратить парторганизацию Ленинграда в свою опору борьбы против ЦК. По «ленинградскому делу» к ответственности было привлечено более двух тысяч человек. Шесть обвиняемых: Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов, П.С. Попков, М.И. Родионов, Я.Ф. Капустин, П.Г. Лазуткин – казнены. За процессом в Ленинграде в сентябре 1950 г. последовал ряд процессов 1950–1952 гг. «Ленинградское дело», санкционированное Сталиным и осуществленное Берией и Абакумовым, можно расценивать как политическое звено в цепи мер, направленных на упрочение культа личности. Удар по Ленинградской партийной организации был рассчитан на подавление выросшего в годы войны чувства самоуважения народа, несовместимого с идеологией культа личности. Репрессии отразили стремление Сталина и его окружения устранить те силы в партии, которые могли выступить за восстановление ленинских принципов партийного и государственного руководства.

Пророческими прозвучали на процессе слова А.А. Кузнецова: «Я был большевиком и останусь им, какой бы приговор мне не вынесли, история нас оправдает…». После смерти Сталина и разоблачения в 1953 г. Берии ЦК КПСС провел проверку «ленинградского дела», и 30 апреля 1954 г. Верховный суд СССР реабилитировал всех обвинявшихся по этому делу, а Комитет Партийного контроля при ЦК КПСС восстановил их в партии.

В послевоенные годы, когда правящие круги США, предпринимали энергичные попытки усилить свое экономическое и военно-политическое присутствие в различных регионах мира, СССР выдвигает ряд мирных инициатив, направленных на предотвращение угрозы новой мировой войны.

Первостепенное значение имела в этой связи задача ликвидации ядерной опасности, продемонстрированной США всему миру первыми бомбардировками Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г. Уже 19 июня 1946 г. СССР внес проект международной конвенции о запрещении производства оружия, основанного на использовании атомной энергии, позднее советская сторона разработала предложения по организации системы международного контроля над атомной энергией. Однако стремление США и их сторонников вести диалог с СССР «с позиции силы» срывало все попытки нашей страны предотвратить состязание в производстве опаснейших для человечества видов оружия. СССР был поставлен перед необходимостью создания собственного «ядерного щита». И эта задача была успешно решена, несмотря на огромные экономические трудности, вставшие перед страной после войны. 29 сентября 1949 г. ТАСС сообщило о том, что для СССР секрета атомной бомбы уже не существует. Ядерная монополия США больше не существовала.

Серьезную озабоченность народов вызывал и тот факт, что окончание войны не только не привело к сокращению обычных вооружений, но, наоборот, усилило их рост.

Однако, в условиях агрессивного курса политики западных держав все усилия Советского Союза добиться положительного разрешения проблемы разоружения, предпринятые с 1946 г. до начала 50-х гг., не дали положительных результатов.

В определенной мере разобщенность миролюбивых сил объяснялась и идеологизацией внешней политики со стороны Советского Союза. Разрабатывая различные предложения, направленные на оздоровление международного климата, советское руководство исходило из концепции непримиримой борьбы между двумя враждебными лагерями. Само понятие «два лагеря», введенное нами в политическую лексику, нацеливало на противоборство, соперничество. Это определило стиль советской дипломатии того времени.

Таким образом, великая победа над фашизмом открывала путь созданию справедливого демократического мира. Опыт военного сотрудничества государств с различным общественным строем свидетельствовал о возможности обеспечить согласие и сотрудничество между народами. Однако агрессивные устремления американского правительства к мировому господству привели в послевоенные годы к усилению недоверия между бывшими союзниками, отказу от дипломатических наработок и завоеванной кровью солдат надежды на спокойствие для нынешних и будущих поколений.

На пути начавшемуся новому витку гонки вооружений и новой мировой войне встал Советский Союз. Его выдающийся и решающий вклад в победу над фашизмом стал весомым аргументом в мировой политике. Серия мирных инициатив, выдвигаемых нашей страной, была направлена на реализацию достигнутых в ходе войны договоренности о послевоенном устройстве мира, на преодоление негативных тенденций, выразившихся в расколе Германии, появлении ядерной опасности, росте гонки вооружений. Однако эти инициативы не были должным образом оценены. При этом сказались и негативные процессы внутриполитического развития СССР, неуклюжесть многих дипломатических шагов. К началу 50-х гг. человечество подошло к той грани, когда «холодная» война грозила перерасти в горячую.