КалейдоскопЪ

Противоречия и трудности социально-экономического развития СССР

Нарастание кризисных явлений в обществе и партии в 60-80-е гг.

Развитие советского общества в конце 60-80-е гг. представляет собой один из сложных и противоречивых периодов истории Советского государства. Анализ позитивного и негативного опыта, накопленного в эти годы, поможет осознать не только всю сложность происходивших процессов в обществе, но и детально разобраться от каких наслоений прошлого нужно отказаться и в то же время на какие реальные достижения в экономической, социальной и общественных сферах следует опираться в практической деятельности сегодня для осуществления идущих перестроечных процессов.

Поиск путей обновления общественной жизни советского общества. Экономические реформы 60-70-х гг.

В середине 60-х гг. под воздействием научно-технической революции в нашей стране наметилась новая экономическая ситуация. Достигнутый в эти годы уровень развития советской экономики был связан с предпринятыми ранее мерами по демократизации многих сторон жизни общества, все это создало некоторые политические предпосылки для развития экономики. К середине 60-х гг. промышленность СССР имела уже более 300 отраслей производства, примерно 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов. Впервые в мире в нашей стране были созданы и введены в строй мощные энергетические блоки, газовые турбины и парогазовые установки. Производство уникальных турбин мощностью в 500 тыс. кВт было освоено на ленинградском металлическом заводе. Значительными достижениями были в дальнейшем освоение Космоса, применении атомной энергии в мирных целях, использование излучений в производстве и медицине. Существенные успехи были достигнуты в квантовой электронике, решались задачи улучшения свойств природных материалов и создания новых.

Однако методы хозяйствования сдерживали развитие и техническое перевооружение производства. Вследствие этого произошло снижение эффективности промышленного производства, сократились темпы роста производительного труда. Не было последовательности и стабильности в аграрной политике, плановые задания по сельскому хозяйству не выполнялись. Резко замедлились темпы прироста валового продукта на селе. Вместо планируемых 70 % реальный рост составил лишь 15 %. Заметно сократилось поголовье продуктивного скота в личных подсобных хозяйствах. При неуклонном росте населения страны и его запросов все это создавало затруднения со снабжением продуктами питания.

Основные причины медленного подъема сельского хозяйства заключалось в том, что игнорировались объективные закономерности развития сельского хозяйства, нарушался принцип сочетания общественных и личных интересов, материальной заинтересованности тружеников села в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. В практике руководства все больше брали верх субъективизм, необоснованные производственные задания, произвол в ценообразовании и географическом размещении сельскохозяйственных культур.

В конце 60-х гг. под воздействием НТП в нашей стране наметилась новая экономическая ситуация. Достигнутый в эти годы уровень развития советской экономики позволил нацелить ее на решение более сложных задач, связанных с повышением благосостояния трудящихся. Предпринятые ранее шаги по демократизации многих сторон жизни общества, положительные тенденции в работе Советов, повышение роли и расширение функций постоянных комиссий Советов, создали некоторые политические предпосылки для обновления социализма. Однако в ходе проведения преобразований в экономике и других сферах общественной жизни не были затронуты глубинные факторы, тормозившие прогресс страны. Упор делался главным образом на организационно-структурные изменения, успех от которых так или иначе связывался с деятельностью аппарата партийных и государственных органов. Вместе с тем имевшееся понимание необходимости эффективнее использовать экономические законы, интенсифицировать экономику, ускорить НТП привело к поиску новых мер воздействия на развитие промышленности и сельского хозяйства. В течение 1964–1965 гг. на многих предприятиях были проведены эксперименты по использованию экономических рычагов стимулирования производства. Понимание ограниченности частных поправок к вопросам улучшений привело к разработке новых подходов к вопросам развития экономики. С 1965 г. была начата экономическая реформа. Она на какое-то время подтолкнула хозяйственную инициативу предприятий, стимулировала появление производственных объединений, которые решали вопросы технического перевооружения, совершенствования организации труда и производства, социальные проблемы. Решения XXIII съезда КПСС, в которых нашли отражение вопросы хозяйственной реформы, ускорения НТП как важнейшего условия осуществления экономических и социальных задач восьмой пятилетки, были созвучны потребностям нового этапа социально-экономического развития общества. Однако существующие трудности и противоречия констатировались в самом общем виде. Принимаемые решения не учитывали всей сложности решаемых вопросов, носили половинчатый характер.

В ходе осуществления реформы 60-х гг. вскрылись существенные недостатки. Перевод на новую систему хозяйствования шел чрезвычайно неравномерно, по группам предприятий. В торговле, коммунальном хозяйстве, снабжении и сбыте реформа осуществлялась в виде опыта. Глубокая перестройка всех элементов хозяйственного механизма была характерна лишь для передовых предприятий. Весьма слабо реформа затронула финансы, ценообразование; совсем не коснулась управления; материальное стимулирование, практически не зависило от результатов работы отрасли, предприятия. Экономическая реформа не повлияла на повышение качества продукции, ускорение НТП, на усиление заинтересованности предприятий в выполнении в более высоких плановых обязательств. Аграрная политика проводилась с постоянным отступлением и искажением. Эффект начатых преобразований на селе постепенно затихал.

Однако, несмотря на все это, восьмая пятилетка в целом была выполнена, но развитие производства осуществлялось на экстенсивной основе, медленно рос его технический уровень отставал, большая доля ручного труда. Возникла реальная опасность отставания в области научно-технического прогресса. Становилось все более очевидным, что дальнейшее развитие производительных сил немыслим без перевода экономики на интенсивный путь развития.

На 1971–1985 гг. приходятся девятая, десятая и одиннадцатая пятилетки; в эти годы разработаны новые программы, направленные на решение ключевых проблем экономики. Съезды КПСС этого периода приняли решения о необходимости смещения акцентов в экономической политике, перехода от количественных на качественные показатели, соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма, укрепления и развития связи науки с производством. В 70-е – первой половине 80-х гг. формируется ряд крупных территориально-производственных комплексов (ТПК), представлявших собой совокупность промышленных предприятий различных отраслей на определенной территории. Они существенно изменили характеристику многих районов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Создавались территориально-производственные комплексы и в других районах страны.

Вопросы создания благоприятных условий для перехода экономики на рельсы интенсивного развития ускорением, использованием в народном хозяйстве достижений науки и техники, развертыванием в народном хозяйстве страны сети научно-производственных объединений. На рубеже 80-х гг. в практике экономического развития все более утверждалось внедрение крупных комплексных программ. Особое место среди них занимала Энергетическая программа (1983). Широкое развитие получила атомная энергетика (Ленинградская, Кольская, Смоленская, Балаховская, Запорожская и др. АЭС). В 1978 г. объединенная энергосистема Сибири была подключена к Единой энергетической системы СССР, а в 1979 г. Единая энергетическая система СССР слилась с объединенной энергосистемой стран СЭВ в энергокольцо «Мир».

Однако уже в те годы многих волновали темпы развития экономики.