КалейдоскопЪ

Движение декабристов

Зарождение декабризма

В конце XVIII – начале XIX в. в России оформилось освободительное движение. Под этим историческим термином, сложившимся более века назад, обычно понимается широкий, развивающийся поток общественного движения, выступавший за всестороннее освобождение личности, демократизацию государства, утверждение устойчивого законодательства и развитие различных общественных институтов. Участники освободительного движения имели большое разнообразие политических взглядов, но по трем главным проблемам – замена самодержавия конституционным государством, отмена крепостного права и справедливое решение аграрного вопроса – имели много общего. Освободительное движение опиралось на глубокие интеллектуальные изыскания, которые были связаны с именами выдающихся русских мыслителей и литераторов. В то же время, развивалась и практическая деятельность по освобождению в виде известных и малоизвестных в истории обществ, кружков, организаций различной направленности, в том числе и революционных.

Наиболее яркой страницей освободительного движения первой четверти XIX в. было движение декабристов. Их взгляды сформировались под влиянием идей европейского и русского просвещения. Они близко восприняли глубокие изменения, которые произошли в Европе после Великой французской революции. Вместе с тем, они были ошеломлены масштабами народных выступлений в ходе революции, террора и насилия, полагая, что такие явления в ходе преобразований должны быть предотвращены. Власть, по их мнению, своими реакционными действиями только приближала выступление народа, и их долг – предотвратить возможный хаос и безвластие, свергнув самодержавие и установив конституционный порядок в стране путем военной революции.

Появление первых тайных политических организаций в России было непосредственно связано с подъемом национального самосознания после победы в Отечественной войне 1812 года А.И. Герцен называл этот процесс «политическим пробуждением». В действительности это пробуждение происходило достаточно долго. Около десятилетия Россия жила ожиданием большой войны с наполеоновской Францией. Эту угрозу широко обсуждали и «верхи», и «низы» общества. Современники отмечали высокую степень напряженности общества перед лицом надвигавшейся катастрофы. Поражение русской армии на начальном этапе войны только усилило эту напряженность. И вдруг быстрая, почти неожиданная победа, освобождение страны, а затем весьма успешные войны в Европе и долгожданное умиротворение. В такой обстановке все внутренние и внешние проблемы уже смотрелись иными взглядом, с позиций сильно возросшего чувства собственного достоинства. Начались политические искания во всех слоях общества, но наиболее ярко они проявились в дворянской среде. Многие с жадностью набросились читать (выходившую тогда) «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина и обнаружили, что по своей древности и насыщенности событиями российская история ничем не уступает европейской. Понимание своего прошлого и яркие события современности явились важнейшей основой «политического пробуждения».

Подъему политической активности дворянства способствовала и либеральная политика правительства, которое охотно шло на сотрудничество с дворянской общественностью, охотно принимая, различные проекты и записки по злободневным вопросам. Свои проекты подали и будущие декабристы. Наибольшую известность имеет проект государственных преобразований 1815 г. Н.И. Тургенева. Основное его содержание связано с постепенной ликвидацией крепостного права. Он отводил на этот процесс 20-летний срок, во время которого нельзя было даже затрагивать основы самодержавия. «Все в России, – писал Тургенев, – должно быть сделано правительствам; ничто самим народом. Если правительство ничего не будет делать, то все должно быть предоставлено времени, ничего народу»[5]. В обществе доминировала мысль о необходимости движения вперед, пусть малыми шагами, но обязательное развитие. Многие будущие декабристы были готовы сотрудничать с властью и их оппозиционность правительству на раннем этапе развития была едва заметна.

Первые проявления преддекабристской оппозиционности самодержавию были связаны с развитием в России, как и во многих других европейских странах, масонства. Начальные достоверные сведения о масонстве в России относятся к 1731 г., т. е. к началу XIX в. оно имело солидную историю. Вместе с тем следует отметить, что при Екатерине II масонство в России было запрещено и его история пресеклась до такой степени, что в первые десятилетия XIX века движение складывалось фактически заново. Особенностью масонских лож начала XIX в. был их состав: сюда входило не только родовое дворянство, но представители иных сословий. В этот период в масонстве состояли в. к. Константин Павлович, Н.С. Мордвинов, М.М. Сперанский, И.В. Лопухин, С.С. Уваров и др. Наиболее идеологически значимы в масонстве были И.А. Феслер и П.И. Голенищев-Кутузов. М.И. Кутузов тоже состоял в братстве. Это перечисление – свидетельство тому, что масонство было значимо в обществе. Масонские ложи имели детально разработанные уставы, которые держались в тайне от властей. На первый взгляд масонские документы не содержали оппозиционности власти. Более того, там встречаются утверждения о необходимости патриотизма, преданности монархии и народу. Однако, не очень понятные тогда призывы – к внутреннему совершенствованию, критическому восприятию жизни и, главное, скрытность от властей – делали масонов в глазах властей опасными. Неосознанную, но ясную тревогу самодержавие видело в некоторых заповедях масонов, например, «не стыдись прилюдно человека из низкого сословия». Пугала масонская клятва верности, которая должна быть более священной, чем гражданская, пугали внутренние суды чести и др.

В 1882 г. масонство в России было вновь запрещено, но в отличие от екатерининской эпохи оно не прекратилось и продолжало существовать в «тиши». Членам лож стали присваивать тайные имена, а для переписки стали использовать шифры. Многие ложи не пошли на сотрудничество с полицией, что придало масонству дополнительную протестность по отношению к государству. Не переоценивая значение масонства начала XIX в., следует отметить, что оно способствовало духовной консолидации людей из самых разных слоев, чьи пути при иных условиях никогда не могли пересечься. К этому следует добавить, что через масонство прошли многие будущие декабристы и первые их организации очень напоминали масонские кружки.

Несомненно, в общественном подъеме большую роль сыграл правительственный либерализм и широкие планы преобразований Александра I. На этом фоне еще более заметное значение сыграло разочарование общества в реальной политике самодержавия (пассивность политических реформ, военные поселения, мракобесие в образовании, внутрицерковные распри и др.), которое существенно усилило оппозиционные настроения.