КалейдоскопЪ

Первые организации декабристов

Тайным обществам предшествовали ранние организации в армии. Хорошо известна офицерская артель в Семеновском полку, возникшая в 1814 г. По воспоминаниям И.Д. Якушкина в артель входило 15–20 человек, которые сложились, чтобы вместе обедать. Попутно обсуждались политические вопросы. Сохранилось мало сведений об этой артели. О том, что эти обеды зашли слишком далеко свидетельствует факт ее роспуска по указанию императора. «Священная артель» долго существовала среди офицеров Генерального штаба. По инициативе М.Ф. Орлова была образована артель «Орден офицерских рыцарей» и др. Образование артелей в армии было делом обычным и переоценивать их политическое значение не следует, но они давали возможность офицерам сблизится и узнать взгляды друг друга.

Первое тайное общество – «Союз спасения» – возникло в феврале 1816 г. Основателем общества был А.Н. Муравьев, 23-летний полковник Гвардейского штаба. В Союз вошли его брат – Н.М. Муравьев, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой и И.Д. Якушкин. Позднее в общество вступили А.М. Муравьев и П.И. Пестель. В начале 1817 г. был принят «Статут» общества, в котором были зафиксированы цели тайного общества и порядок членства. Все члены общества делились на три разряда: высший (боляр), средний (мужей) и младших (братий). Существовал сложный ритуал клятвы, которая давалась не только вновь вступающими, но и переходящими из разряда в разряд. Самым тягчайшим преступлением оставалось предательство и разглашение тайн общества, которые должны караться смертью (это чисто декларативная угроза и в истории декабризма таких расправ не было). Во многом под влиянием масонства в «Союзе спасения» сложилось требование к членам общества о необходимости успешной государственной службы и продвижения их вверх, чтобы занять главенствующие государственные должности, проводя через них свою политику.

Общество было не многочисленным. К концу его существования численность не превышала 30 человек. Главной политической целью «Союза спасения» было введение конституции. Программных документов общества не сохранилось, поэтому об основных его целях можно судить лишь по следственным делам декабристов и их воспоминаниям. В частности, П.И. Пестель в своих показаниях заявлял: «Настоящая цель первого общества была введение монархического конституционного правления»[6]. И далее: «С самого начала говорено было о желании даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору»[7]. Довольно скоро члены «Союза спасения» от такой идеи отказались. Объяснение причин этого мы тоже находим в показаниях Пестеля: «Мысль о силе, об освобождении крестьян, была кратковременна, ибо скоро мы получили убеждение, что нельзя будет к тому дворянство склонить»[8]. Поэтому крестьянский вопрос почти не рассматривался и все дискуссии сосредоточились вокруг способов введения конституции. Для этого допускалось открытое военное выступление в различных формах, в том числе и коллективный отказ от присяги новому царю, если он не дарует конституции. Вместе с тем, члены первого общества декабристов надеялись, что Александр I дарует России конституцию подобно тому, что произошло в Польше.

В августе 1817 г. в Москве были организованы большие торжества в связи с пятилетием победы в Отечественной войне 1812 г. и закладкой на Воробьевых горах грандиозного храма в честь победы. В Москву прибыл императорский двор, который сопровождала гвардия в составе двух сводных полков. В составе этих полков оказалось много членов тайного общества, а оберквартирмейстером был назначен А.Н. Муравьев – один из руководителей общества. Он был размещен в «шефском корпусе» напротив Хамовнических казарм. Этот особняк, сохранившийся о сей день, и стал местом практически ежедневных собраний будущих декабристов. Именно во время этих встреч они узнали о кровавой расправе правительства над новгородскими военными поселянами, о многочисленных слухах о восстановлении Александром I независимости Польши и передаче ей исконно русских земель. На этих собраниях заговорщики довольно скоро пришли к выводам о неискренности Александра I и даже его ненависти к России. Под впечатлением таких выводов один из постоянных участников встреч И.Д. Якушин вызвался пробраться в Кремль и совершить акт цареубийства. Разумеется, это был сильный эмоциональный порыв. Члены тайного общества не располагали никакими возможностями воспользоваться политическими результатами цареубийства, и после продолжительный дискуссий они вынуждены были признать, по крайней мере, несвоевременность подобных действий.

Краткий московский период «Союза спасения» явился закатом общества. Центральная фигура общества – П. Пестель был вынужден покинуть Петербург. М.Н. Муравьев, не менее волевой человек, чем Пестель, был противником «якобинских форм», т. е. имеющие прямые политические цели борьбы, которые преобладали в обществе. Желая компромисса, члены первого общества приняли решение о самороспуске и создании новой, более широкой организации с открытыми и понятными целями.

В январе 1818 г. было создано новое общество – «Союз благоденствия». В самом названии заложена некоторая преемственность с прежней организацией. Как и первое общество, «Союз благоденствия» был тайной организацией. Представляет интерес объяснение причин необходимости тайной деятельности: «Имея целью благо отечества, союз не скрывает оной от благомыслящих граждан, но для избежание злобы и зависти действия оного должны проводится в тайне»[9]. Действительно, «Союз благоденствия» не предполагал никаких заговорческих целей и не имел антиправительственной направленности.

«Союз благоденствия» имел свой устав – «Зеленая книга», названная так безо всяких намеков на цвет переплета. В «Зеленой книге» провозглашалось четыре направления деятельности «Союза». Первое – филантропическое, то есть помощь любому человеку в его нуждах и жизненных потребностях, в том числе и улучшении положения крепостных крестьян. Второе – просветительское, которое понималось буквально как просвещение народа: солдат в армии и населения ближайших мест. Третье – улучшение правосудия в Росси путем разработки новых судебных уставов и личного воздействия на правосудие, призывал членов «Союза» занять судебные места, бросив даже военную службу. Действительно, двое из будущих декабристов перешли в судебное ведомство – И.И. Пущин и К.Ф. Рылеев. Наконец, четвертое – экономическое, т. е. улучшение финансового и хозяйственного положения России. В этой сфере тоже преобладала просветительская деятельность. Предполагалось издание различных сочинений экономической направленности. Наиболее заметным в этой сфере было издание работы Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов». Последовало обращение в правительство о разрешении издания нового экономического журнала, но в этом было отказано.

Члены «Союза спасения» придавали большое значение общественному мнению в стране, которое рассматривалось как главный фактор политических изменений. Для глубоких изменений общественного мнения они отводили большой срок – 20 лет. В целях воздействия на общественное мнение предполагалось создание различных просветительских, литературных, благотворительных и иных обществ, отражающих наиболее передовые тенденции общественной мысли и науки. Хорошо известны литературные кружки «Арзамас» и «Зеленая лампа», которые близко примыкали к «Союзу благоденствия». Их члены внесли огромный вклад в развитие благотворительности: помощь голодающим, выкуп крепостных крестьян, оказавшихся в трудных обстоятельствах, создание ланкастерских школ взаимного обучения и др.

В составе «Союза благоденствия» находилось до 200 человек и он имел довольно сложную организационную структуру. Учредители, почти все бывшие члены «Союза спасения» – 29 человек – составляли Коренную управу. Каждый их них должен был создать отдельную управу. Таких управ за весь период существования «Союза» было создано в различных городах России более десятка. В тайное общество вошло много случайных людей, которых привлекали общественные связи, но которые не имели устойчивых и ясных политических убеждений. Между тем, внутри «Союза», без огласки, велась работа по созданию второй части «Зеленой книги». Поручено это было Никите Муравьеву. В узком кругу, который почти совпадал с составом Коренной управы, обсуждались самые различные политические вопросы: предпочтительность республики по сравнению с конституционной монархией, восстание солдат гвардейского Семеновского полка, различные международные события, участником, которых был Александр I. Среди членов «Союза благоденствия» была весьма популярна идея ненасильственного захвата власти, то есть тайная организация незаметно должна была проникнуть во все слои общества и на все уровни власти, призывая людей на необходимые преобразования. Несомненно, это была утопия с сильным масонским оттенком, но в условиях самодержавия – опасная утопия. Как известно, впоследствии многие члены «Союза благоденствия», не попавшие под суд по делу декабристов, заняли очень высокие должности в государстве, но их прошлое участие в тайном обществе никак не отразилось на их реальных действиях в качестве министров и губернаторов. Более того, некоторые из них проявили себя как крайние реакционеры.

На протяжении 1830 г. в «Союзе благоденствия» заметно нарастали противоречия между радикальными и умеренными членами организации. В январе 1821 г. в Москве состоялся съезд «Союза благоденствия», который объявил о его роспуске. Распространено мнение, что самороспуск был сделан, чтобы отказаться от неустойчивых членов организации и чтобы отвести глаза правительству, которому многое было известно. Вернувшись после международного конгресса в Лайбахе, Александр I получил подробный донос о тайном обществе, но никаких «строгостей» против отдельных членов предпринимать не стал. Да и само общество формально было распущено. Вместе с тем, Александр I остался не доволен настроениями в гвардии и вскоре отправил ее в поход к западным границам и оставил там по полтора года, полагая, что на офицеров дурно влияет петербургская обстановка. Таким образом, из Петербурга были удалены наиболее заметные члены тайного общества. Но движение декабристов не пресеклось.