КалейдоскопЪ

Официальная идеология Российской империи

Триединая формула основ образования – православие, самодержавие, народность, высказанная Уваровым в 1832 г., вскоре начала распространяться на все сферы культурной жизни России. Понятие православие в этой формуле трактовалось не только как церковный догмат, но и как беспрекословное гражданское повиновение государственной власти, освещенной религией. Православие, объединявшее в себе основные общечеловеческие ценности, не противоречило взглядам верующих других концессий, широко представленных в стране. По существу это означало политику веротерпимости.

В официальной идеологии 30-40-х гг. понятие неотделимо от самодержавия. Оно предполагало отход от европейских форм государственности, которые развивались в России, начиная с Петра I. Самодержавие полностью отвергало идеал демократии и конституционализма. В противовес европейскому направлению развития государственной жизни оно подчеркивало особые национальные черты российского государства. Принцип самодержавия предполагал, что государство является не столько организацией общества для достижения благосостояния, как это рассматривалось в европейских странах, сколько общенародной целью. Отсюда допускалось подавление личности и даже потеря личной независимости, проявлявшиеся, прежде всего, в крепостных отношениях. Самодержавие в глазах его идеологов являлось не только формой государственной организации, но и политическим символом веры народа в царя. Оно символизировало личную нравственную ответственность монарха перед народом, в то же время не допуская его к участию власти.

Принципы православия и самодержавия для России были достаточно традиционными. В начале 30-х гг. к ним был добавлен принцип народности, который стал главным компонентом формулы. Народность предполагала отказ от космополитизма, который ярко проявлялся в Александровскую эпоху. Национальные ценности стали играть преобладающую роль. Прежде всего это было направлено против широкого распространения европейских освободительных идей в России. Было и позитивное содержание понятия народности: развитие русской словесности, изучение национальной культуры, распространение идей патриотизма.

В начале 70-х гг. XIX в. формула «православия, самодержавие, народность» в литературе стала называться теорией официальной народности. Как правило, разработку теории официальной народности историки связывают с именами С.С. Уварова, историка М.А. Погодина и литературного критика С.П. Шевырева. Идеи официальной народности были подхвачены многими писателями той поры: М.Н. Загоскиным, Н.И. Лажечниковым, Н.В. Кукольником и др. В изобразительном искусстве эти идеи воплотились в полотнах В.К. Шебуева, скульптурных произведениях И.П. Мартоса. Влияние официальной народности проявлялось в музыкальном творчестве М.И. Глинки. В 1833 г. был утвержден государственный гимн России с текстом В.А. Жуковского, начинавшийся словами «Боже, царя храни». Воплощением «русских начал» была архитектура николаевской эпохи, центральной фигурой который был архитектор К.А. Тон, выразивший идеологию в храме Христа-Спасителя и Большого Кремлевского дворца. В 1838 г. Тон издал альбом церковных проектов, по которому должны были сооружаться церкви в провинциальных городах и селах. Идеология официальной народности оказывала очень большое влияние на общественную жизнь во многом сковывая ее развитие, но даже с учетом всех идеологических ограничений политика Николая I была последовательным осуществлением идеи просвещенного абсолютизма.