КалейдоскопЪ

Политика дворянства

Свод законов закрепил права и привилегии дворянства. Все гражданские права сословий в законодательстве рассматривались с учетом приоритета прав дворянства. Позиции дворянства были упрочены в органах местного управления. В губерниях и уездах основные полицейские и судебные должности замещались путем выборов в дворянских собраниях. Важнейшей привилегией дворянских собраний было право подавать жалобы и прошения губернаторам, министрам и даже непосредственно императору.

Правительство проявляло большое беспокойство, что большая часть поместного дворянства по своему материальному положению, образу жизни и культуре мало соответствовала статусу высшего сословия России. Смущал правительство и тот факт, что многочисленное мелкопоместное дворянство оказывало слабую политическую поддержку самодержавию. В связи с этим Николая I в своей сословной политике делал ставку на крупнопоместное и, особенно, среднепоместное дворянство. В развитие знаменитой екатерининской Жалованной грамоты дворянству в 1831 г. было создано «Положение о дворянских обществах», которое существенно повышало имущественный ценз для участия в дворянских собраниях. Прежняя абстрактная денежная сумма в 100 рублей в цензе теперь измерялась собственностью, в основе которой лежало исключительное право дворянства владеть населенными землями. Минимальный ценз 3 тыс. десятин земли и 100 душ крепостных. Такой собственностью обладали менее пятой части всего поместного дворянства. Исключение из этого правила делалось только для дворян, имевших чины на военной или гражданской службе, поощряя тем самым участие дворянства в государственной службе.

Судьба мелкопоместного дворянства тоже не осталась в стороне от внимания правительства. Мелким помещикам густонаселенных губерний выделялись земли в Поволжье или степной зоне и оказывалась денежная помощь для переселения и развития хозяйства. С целью повышения культурного уровня малообеспеченного дворянства государство брало на себя затраты на их обучение и создавало преимущества в сравнении с выходцами из других сословий при приеме на государственную службу.

В соответствии с петровской Табелью о рангах, открывшей путь в дворянство для выходцев из других сословий путем военной или гражданской службы, тысячи офицеров и чиновников ежегодно получали дворянское звание (личное и потомственное). В XIX в. основная часть дворянства в разных поколениях была выходцами из других сословий и вообще не имела земельной собственности. Год от года количество таких дворян возрастало. Фактически шел процесс размывания дворянства и утраты его значимости в общегосударственном балансе сословий и, тем самым, подрывалась социальная основа самодержавия. Вставал вопрос о регулировании этого процесса. С целью ограждения дворянского сословия от притока выходцев из других сословий в 1832 г. для городских жителей было утверждено еще оно привилегированное сословие – почетные граждане (потомственные и личные). Потомственными почетными гражданами становились дети личных дворян, художники, артисты, лица, получившие ученые степени и звания. Личными почетными гражданами становились дети церковнослужителей, выпускники университетов и других высших учебных заведений, мелкие чиновники и др. Особых привилегий почетное гражданство не давало. Они освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний, т. е. преимущества, которые люди этого уровня могли получить и другим путем. К середине 50-х гг. в почетные граждане было записано более 21 тыс. человек, но серьезным фильтром для проникновения во дворянство это не стало. Как правило, образованные почетные граждане продолжали служить, получали высокие чины и все равно становились дворянами.

Гораздо более заметный результат имела другая мера. В 1845 г. издан Указ о новом порядке приобретения дворянства, согласно которому были повышены чины для получения дворянства. Ранее потомственное дворянство присваивалось с получением первого офицерского чина в армии, либо 8-го ранга (коллежский асессор) на гражданской службе. По новому закону дворянское звание присваивалось в армии штабс-офицерам, либо гражданским чиновникам, достигших 5-го ранга (статский советник).

С целью концентрации земельной собственности в руках крупных помещиков и сохранения экономического господства дворянства в 1845 г. был издан Закон о «майоратах», который вводил новую, совершенно нетипичную для России норму права. В соответствии с этим законом владельцам крупных имений, свыше 1000 душ крепостных, предоставлялось право объявлять свою собственность «заповедной» и передавать ее по наследству одному лицу, как правило, старшему сыну. Имение не дробилось другими наследниками и оставалось крупным. Попытка введения «майоратов» была очень осторожной. Право на единонаследие по признаку первородства было введено как рекомендательная мера и в России не прижилось. Важно другое, что «майорат» типично феодальная норма права, которая в XIX в. в европейских странах почти исчезла, в России только начинала использоваться. Появление «майората» в России, как и другие меры в отношении дворянства, демонстрировали политику крайнего консерватизма.