КалейдоскопЪ

Общественно-политическое движение во второй четверти XIX в.

Общественное движение постдекабристского периода (конец 20-х – начало 30-х гг.)

Тайные общества после разгрома декабристов

После Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в России получили достаточно широкое распространение тайные политические общества.

Многие из них просуществовали недолго и оставили еле заметный след в истории. Общества декабристов явились наиболее яркими страницами подобных политических организаций. Восстание на Сенатской площади и его разгром были кульминацией этого своеобразного политического движения в условиях развивавшегося кризиса феодальной системы, но не означали его конец. Независимо от декабристских организаций существовали десятки тайных обществ, которые не предприняли попыток военного или какого-либо иного открытого выступления, но которые влияли на развитие политического самосознания некоторой части российского общества. Участников небольших, обособленно действовавших тайных организаций второй половины 20-х гг. иногда называют «эпигонами декабристов», придавая тем самым этому определению оттенок неудачливости. Действительно, количество участников таких организаций было существенно меньше по сравнению с движением декабристов, а их программные цели носили чаще всего неопределенный характер. С одной стороны, неопределенность политических целей обществ была обусловлена растерянностью, которая наблюдалась в кругах интеллигенции после восстания декабристов, о котором ходило много слухов, но не было достоверной информации. С другой стороны, постдекабристские организации существовали в провинциальных городах и не испытывали твердой уверенности в возможности переломить политическую ситуацию в стране.

Близко с историей декабризма совпадала судьба Оренбургского тайного общества. Возникнув в 1813 г., общество довольно долго имело масонскую окраску. Оно пережило период увлечения мирным просветительством, позже участники общества пришли к признанию необходимости революционного насилия.

Они пытались привлечь на свою сторону солдат, казаков, выходцев из народных слоев. Члены Оренбургского тайного общества стремились к созданию справедливого общественного устройства, интуитивно приближаясь к идеологии декабризма. В 1827 г. при участии провокатора общество было ликвидировано властями, так и не завершив период идейно-политического формирования.

В 1825–1826 гг. в Новочеркасске существовало небольшое тайное общество, с которым был связан один из декабристов – поручик лейб-гвардии казачьего полка Б.Д. Сухоруков. Участниками общества были офицеры и чиновники, которые обсуждали различные нравственные и политические проблемы. Общие их стремления были оппозиционными и носили либерально-просветительский характер.

С точки зрения развития оппозиционной идеологии весьма показательным было дело о «вольнодумстве» в Нежинском лицее. Отнесенные к «вольнодумцам» преподаватели и учащиеся этого лицея, среди которых был и Н.В. Гоголь, в своих рассуждениях исходили из теории естественного права. У одного из лицеистов была отобрана тетрадь с его записками, которые позволяют провести аналогии между «нежинскими вольнодумцами» и идеологией декабристов.

Демократизм постдекабристского движения проявлялся прежде всего в антикрепостнических настроениях, осуждении неограниченной власти царя, произвола чиновничества на местах и в признании настоятельной необходимости создания представительной власти. Как правило, постдекабристские общества не выражали экстремистских взглядов насильственного свержения самодержавия и тем более – цареубийства. К числу таких организаций может быть отнесено «Благоуспешно – человеколюбивое общество» во Владимире, Пермское тайное общество и некоторые другие.

Наиболее известной личностью постдекабристской поры был выдающийся поэт А.И. Полежаев (1805–1838). Сын помещика и крепостной крестьянки, он испытал множество невзгод, вызванных его сословным положением. Тем не менее, он окончил французский пансион в Москве и поступил в Московский университет. Студентом Полежаев написал ряд стихотворений и поэм, которые обратили на себя внимание университетского начальства. Сатирическая поэма «Саша» оказалась в руках Николая I. Во время коронации в Москве Николай потребовал, чтобы к нему привели автора поэмы и заставил Полежаева прочитать свое произведение вслух. После чтения он произнес свою известную фразу, что «это все еще следы, последние остатки» восстания декабристов и он положит «предел этому разврату». Получив отзыв начальства, что Полежаев – студент «превосходнейшего» поведения, Николай заявил, что он все равно заслуживает наказания «для примера другим», и определил поэта на военную службу в чине унтер-офицера. Несправедливость и тяжелые условия солдатской службы надломили характер Полежаева, и он оставил после себя небольшое литературное наследие. Случай с Полежаевым весьма показателен. Поэма «Саша» хотя и носила сатирический характер, но не содержала в себе революционных устремлений. Жесткая реакция Николая означала, что правительство заняло непримиримую позицию к любым проявлениям вольномыслия, и это существенно меняло характер оппозиционности общественного движения в стране.