КалейдоскопЪ

Демократическое движение накануне отмены крепостного права

Стремление различных общественных сил к освобождению крестьян от личной зависимости носило либеральный характер. В этом смысле представители либерального и демократического течений отстаивали единые ценности – устойчивые гражданские права личности. Накануне отмены крепостного права различия между этими течениями зависели от степени компромисса с властью: либералы были готовы ограничить права собственности крестьян в пользу помещиков и государства; демократы, напротив, настаивали на максимальном и безвозмездном наделении крестьян собственностью на землю с преобладанием общественных форм управления на различных уровнях. Средства борьбы либералов за обновление России были вполне мирные: «мягкая» публицистика, различные проекты и записки на имя царя, обсуждение политических проблем в салонах и т. д. Весь либеральный лагерь выступал за отмену крепостного права исключительно «сверху» и постепенно. Представители демократической оппозиции наоборот требовали радикального решения крестьянского вопроса с участием самого народа в кратчайшие сроки, с призывом к революционной борьбе с самодержавием и помещиками.

Наиболее полно взгляды либерализма на отмену крепостного права выражали историки К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. В либеральной публицистике большое место принадлежало славянофилам – А.И. Кошелеву, Ю.Ф. Самарину, В.А. Черкасскому. Обсуждая острые проблемы русской жизни они сотрудничали и полемизировали с радикальными представителями общественной жизни, в частности с А.И. Герценым. Немало представителей либерализма наблюдалось и в правительственном лагере. Именно последние и предопределили возможность реформы.

Радикально-демократический лагерь общественной мысли связан, прежде всего, с именем Герцена. Еще в начале 1847 г. он покинул Россию, начав открытую борьбу против самодержавия и крепостничества. В 1853 г. Герцен создал в Лондоне вольную русскую типографию, которая популяризировала различные оппозиционные царизму взгляды: либеральные, демократические и социалистические. В 1855 г. в годовщину казни декабристов Герцен начал издавать альманах «Полярная звезда», который продолжал освободительные идеи декабристов. С 1 июля 1857 г. он начал издавать знаменитый «Колокол» – еженедельную газету, помещавшую материалы по всем злободневным вопросам и распространявшуюся в России. Популярность «Колокола» была очень высокой. Подталкивая царизм к отмене крепостного права, Герцен надеялся, что Россия обойдется без «восстаний и революций», но не исключал и крестьянские выступления, чтобы придать реформе наиболее демократический характер.

Во второй половине 50-х гг. наблюдалось большое общественное оживление в различных социальных слоях внутри самой России. Создавались разнообразные общественные комитеты, кружки, организации. В общественной жизни принимали активное участие женщины. Особое звучание приобрела амнистия декабристов. Их возраст, здоровье не позволяли им вести активную общественную жизнь, но в самом этом событии многие увидели глубокий смысл сохранения освободительных традиций. Для общества того периода был характерен пересмотр многих традиционных понятий.

Потускнел престиж власти, религии, чиновничьей карьеры, дворянского благополучия и т. д. Домостроевские понятия вытеснялись идеями эмансипации личности, равноправия женщины, гуманного воспитания. В образованной городской среде наблюдалась демократизация быта: многие стремились упростить домашнюю обстановку, самостоятельно выполнять черновую работу, ранее выполняемую прислугой, носить более простую одежду. Женщины одевали темные платья, лишенные ярких украшений, часто избегая драгоценностей. Все эти внешние атрибуты демократизации хорошо дошли до наших дней через произведения изобразительного искусства и литературы.

После Крымской войны очень быстро происходил процесс демократизации печати. Среди изданий наиболее заметное место в этом процессе принадлежало журналу «Современник», с которым сотрудничал Н.Г. Чернышевский. Его творческий путь очень близко совпадал с общественным переломом 50-60-х гг. Чернышевский был очень разносторонним человеком. Он оставил глубокие труды по философии, экономике, истории и литературе. Чернышевский осуждал феодализм и капитализм с его антагонизмом интересов различных социальных слоев. Чернышевский искал социалистическую альтернативу, которая могла бы создать гармоничное общество. В этом вопросе взгляды Чернышевского очень близко сходятся с социалистическими идеями Герцена. В середине XIX в. принять социалистическую альтернативу общественного развития требовало бедственное положение народа и, прежде всего, крестьянства. Решительное отстаивание интересов крестьянства в обстановке надвигавшихся реформ значило признание радикально-демократических преобразований, в том числе и революционных. Однако независимо от демократических целей и способов их достижения в период подготовки реформы вопрос мог стоять только об условиях освобождения крестьян, и Чернышевский настаивал на полной и безвозмездной ликвидации помещичьего землевладения. С 1857 г. Чернышевский включился в журналистскую полемику по обсуждению реформы, опубликовав серию статей, в которых отстаивал возможность и необходимость избежать обезземеливания крестьян, грозящего нищетой и пролетаризацией. Эти и другие статьи отражали взгляды демократических слоев общества, создавая идейные основы будущего движения народничества.