КалейдоскопЪ

Подготовка реформы

Подготовка отмены крепостного права началась по инициативе Александра II. Непосредственным свидетельством этого явилось выступление 30 марта 1856 г. перед московским дворянством, во время которого он публично заявил, что лучше крепостное право отменить «сверху», чем это произойдет «снизу», намекая тем самым на революционный сценарий развития событий. События развивались неспешно и вполне в николаевских традициях. 3 января 1857 г. был учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу. В его состав вошло 11 высокопоставленных деятелей империи, одновременно являвшихся крупнейшими земельными магнатами. Среди членов комитета находился единственный приверженец отмены крепостного права – министр внутренних дел С.С. Ланской.

Первые полгода своего существования Секретный комитет посвятил исключительно анализу имеющегося законодательства. Высказывались мнения, что путь к освобождению лежит через усовершенствование двух действовавших законов: о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах. Рассматривался вариант введения во всех помещичьих имениях инвентарей (или инвентарных правил), введенных в 1847 г. в ряде губерний. Инвентари устанавливали твердый размер крестьянской земли и точный объем крестьянских повинностей. Ни один из этих вариантов не открывал универсального способа ликвидации крепостничества.

Следующая, достаточно конкретная, концепция реформы сформировалась в Министерстве внутренних дел и была опубликована 20 ноября 1857 г. в виде рескрипта на имя генерал-губернатора трех западных губерний В.И. Назимова. В нем излагались «главные основания» для разработки проектов отмены крепостного права:

1. За помещиками сохранялось право собственности на всю землю, включая крестьянские наделы.

2. Крестьянам оставлялась «усадебная оседлость», которую они приобретали за выкуп.

3. Крестьянам предоставлялась в пользование надельная земля, за которую они обязаны платить налог и выполнять барщину.

4. Крестьяне должны объединяться в общины, а помещикам предоставлялась «вотчинная полиция», т. е. административная власть.

Вместе с тем, рескрипт Назимова намечал практические пути подготовки реформы. Для этого создавались дворянские губернские комитеты, что означало публичные обсуждения проектов. Завеса секретности снималась. В 1858 г. дворянские комитеты были созданы во всех европейских губерниях России. Созданные комитеты практически полностью находились на стороне помещиков. Любая, самая либеральная точка зрения, отвергалась крепостническим большинством. Интересы крестьян в комитетах не были представлены даже формально.

В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его состав практически не изменился и скорых решений не предвиделось. В марте 1859 г. при Главном комитете были созданы редакционные комиссии, в работу которых были допущены независимые эксперты, в том числе и некоторые славянофилы. Редакционные комиссии должны были проанализировать поступившие проекты губернских комитетов. В августе 1859 г. редакционные комиссии закончили свою работу и подготовили проект «Положения о крестьянах» и для его обсуждения были приглашены представители губернских комитетов. Все обсуждение сводилось к понижению размеров крестьянских наделов и повышению суммы оброков. Последующее обсуждение заняло еще около года. В январе 1861 г. проект реформы поступил на рассмотрение Государственного совета. Столь затяжное обсуждение проекта имело двоякую цель: с одной стороны, максимально оградить интересы помещиков, с другой – оттянуть решающий момент принятия решений. Но в условиях кризиса, в котором оказалась власть, дальнейшее промедление становилось опасным. Выступая по поводу реформы в государственном совете Александр II прямо заявил: «Всякое дальнейшее промедление может быть пагубным для государства».

19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Всего «Положений» и «Правил» было 17. В тот же день был опубликован указ Сенату об обнародовании и приведение в действие новых законодательных актов. Это был непростой вопрос, так как требовалось корректировка всего действовавшего законодательства, а новые акты были очень объемны. Оглашение реформы состоялось 5 марта в Петербурге и Москве, а по всей России продолжалось до 2 апреля. Первоначально реформа была встречена с тревогой и разочарованием.