КалейдоскопЪ

Реформы удельных и государственных крестьян

В середине XIX в. удельные крестьяне практически были такими же крепостными как и помещичьи крестьяне. В распоряжении удельного ведомства находилось около 1 млн душ крепостных и более 9 млн десятин земли. Удельные имения находились в 20 губерниях и переплетались с землями помещиков и государственных крестьян. Удельные крестьяне испытывали сходные проблемы, что и помещичьи крепостные, с той лишь разницей, что их владелец непосредственно с ними не соприкасался и управление ими было более упорядочено.

По окончании Крымской войны, когда особую остроту приобрел вопрос об отмене крепостного права, правительство в 1858 г. отменило личную зависимость удельных крестьян, предоставив им гражданские права.

Следующий шаг в отношении удельных крестьян был совершен 26 июня 1863 г., когда было объявлено об обязательном выкупе их земельных наделов. Условия были следующие: крестьяне сразу становились собственниками земли, а их прежние повинности превращались в выкупные платежи сроком на 49 лет. По сравнению с помещичьими крепостными удельные крестьяне получали некоторые преимущества: не было переходного периода в виде временнообязанных отношений, устанавливался понятный порядок исчисления выкупной суммы, не было отрезков и т. д. По закону крестьянам полностью оставлялся существующий надел земли, т. е. крестьянская земля формально не сокращалась. В действительности сокращение было: в удельных имениях не было точного межевания земель и крестьяне пользовались не только табельными землями, но и любыми свободными участками, которые давно считали своими. Поэтому некоторое ухудшение земельной обеспеченности в удельной деревне все-таки произошло. В среднем удельные крестьяне получили по 4,8 десятин на душу, что намного больше, чем в помещичьей деревне.

Государственные крестьяне, жившие на казенной земле и платившие оброк государству, не были крепостными, обладали всеми гражданскими правами и не нуждались в личном освобождении. Реформа П.Д. Киселева в 1838 г. создала органы крестьянского самоуправления в государственной деревне и систему административных органов. Однако в условиях, когда за бывшими крепостными было признано право собственности на землю, хотя и отдаленное по времени, предстояло решить право собственности государственных крестьян.

Первый этап реформы был проведен указом 26 ноября 1866 г. За государственными крестьянами были сохранены все земли и угодья за определенный ежегодный платеж, называвшийся государственной оброчной податью. Допускалось как общинное, так и подворное владение землей. Крестьяне могли продать свою землю, но при условии выкупа оброчной подати путем ее капитализации. В то же время закон устанавливал высший размер крестьянского душевого надела от 8 до 15 десятин в зависимости от губерний. Для выдачи крестьянам владетельных записей было намечено проведение межевых работ, на которое отводилось от 2 до 8 лет в зависимости от губернии. При размежевании тоже возникали отрезки, но менее значительные по сравнению с помещичьей деревни.

12 июня 1886 г. был установлен порядок выкупа оброчной подати государственных крестьян: размер оброчной подати был увеличен на 45 % и рассматривался как погашение выкупа со сроком 44 года. Таким образом, получалось, что выкупиться государственные крестьяне должны были к 1932 г., т. е. уже в совершенно другую эпоху.

Переход на выкуп существенно ухудшил положения основной массы государственных крестьян. Несмотря на более высокий размер их наделов, земли было недостаточно для ведения доходного хозяйства и одновременного погашения выкупа, что породило в государственной деревне значительной конфликтности, которой раньше не наблюдалось.