КалейдоскопЪ

Военные реформы

В отличие от административных реформ, необходимость военных преобразований диктовалась не только социально-экономическими сдвигами, но и увеличением военного потенциала ведущих европейских держав. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы в России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины. Для царизма, который всегда рассматривал армию как важнейшую основу своей власти, это было явлением исключительным. Кроме того, поражение в Крымской войне обнажило слабость русской армии и вызвало вспышку острой критики военной системы со стороны господствующих кругов, включая представителей генералитета и высшего офицерства. С критикой рутинности армии выступал и Н.Г. Чернышевский, редактировавший некоторое время журнал «Военный сборник».

Первые изменения в армии были произведены уже в конце 50-х гг. Были окончательно упразднены военные поселения. Прекратил существование институт кантонистов, сокращена до 10 лет продолжительность действительной службы нижних чинов.

Дальнейшая активизация военных реформ связана с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина, который был крупным представителем правительственного либерализма первых пореформенных десятилетий. При его непосредственном участии была сокращена численность армии (с 1132 тыс. человек в 1864 г. до 742 тыс. в 1867 г.) без снижения ее реального военного потенциала. Проведены улучшения в организации иррегулярных войск, в первую очередь казачьих, значение которых возрастало. С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Устанавливались три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суд, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России. Определялся порядок действия военно-полевых судов в условиях военного времени. Военно-полевому суду могли быть преданы не только военнослужащие, но и гражданские лица, если они находились на территории, объявленной на военном положении. Это могло быть использовано и против революционного движения.

Ряд мероприятий по реорганизации армии выходил за пределы военного ведомства. В 60-х гг. по инициативе Военного министерства в печати поднялась кампания, отстаивающая необходимость строительства железных дорог для военных целей. Под влиянием военных кругов было проложено несколько стратегических железных дорог к западным границам и на юг. В 1870 г. создаются специальные железнодорожные войска. Большое внимание уделялось развитию военной промышленности. В связи с отменой крепостного права возникла необходимость перестройки деятельности ряда казенных заводов, и в первую очередь оружейных: Тульского, Ижевского и Сестрорецкого. На заводах была проведена коренная техническая реконструкция. В связи с перевооружением армии создавались новые заводы и производства. Военное ведомство стимулировало в первую очередь производство стали как на казенных, так и на частных заводах. Использовались выдающиеся достижения русских ученых. Благодаря открытиям выдающегося русского металлурга П.М. Обухова в России впервые в мире стали производиться стволы орудий из литой стали. В результате в 60-х гг. Россия, наряду с Германией, превратилась в монополиста по производству стальных орудий. Однако в условиях общей экономической отсталости полностью преодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не удавалось.

Перевооружение армии проводилось в несколько этапов и окончательно завершилось в 70-х гг. Переход к новому вооружению выдвинул необходимость развития военной теории. В это время появились работы крупных военных теоретиков, М.И. Драгомирова, Д.А. Милютина, Г.А. Леера и др. Их взгляды оказали существенное влияние на создание новых уставов, в значительной мере устранявших плац-парадные формы подготовки войск, уделявших внимание грамотности солдат, их боевой и физической подготовке.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х гг. более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров, открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью была проведена реформа военно-учебных заведений. Были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения – 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения. Начиная с 1876 г. в военные учебные заведения стали приниматься лица из всех сословий. Несмотря на это, подавляющее число юнкеров было из дворян, а в некоторых привилегированных училищах обучались почти исключительно дворяне. Вновь введенный порядок производства в офицеры предполагал обязательное окончание курса юнкерского училища или сдачу при нем установленного экзамена. Реформа коснулась и высших учебных заведений – академий. Однако улучшение подготовки высших офицеров существенного значения не имело, ибо число оканчивающих военные академии было незначительным.

Проведение военных реформ встретило противодействие со стороны реакционного генералитета. Особенно усердствовали фельдмаршал А.И. Барятинский и шеф жандармов П.А. Шувалов. Наиболее сильным нападкам подвергалось стремление ликвидировать устаревшую рекрутскую систему комплектования армии и ввести всесословную воинскую повинность. Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Лишь в начале 70-х гг., под впечатлением результатов франко-прусской войны, царизм пошел на введение всеобщей воинской повинности.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота – 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением лиц, получивших льготы, тянули жребий.

Такой порядок был одинаков для всех сословий, но в ряде случаев допускались отсрочки от призыва. Продолжительность службы сокращалась для окончивших начальную школу до 3 лет, гимназию – до 1,5 лет, высшие учебные заведения – до нескольких месяцев. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны. Действенность вновь созданной военно-организационной системы вскоре после реформы прошла проверку во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

Русская армия по-прежнему сохраняла отпечатки сословного неравноправия и пережитков. В армию призывались лица, исповедавшие христианство. Воинская повинность коснулась податных сословий, получивших значительно меньше льгот. В самой армии, вопреки провозглашенным принципам, сохранились рукоприкладство и приниженное положение солдат.