КалейдоскопЪ

Революционное народничество 60-70-х гг. XIX в.

Социальные корни народничества

Революционная ситуация в середине XIX в. знаменовала собой переход к новому этапу освободительного движения. Типичной фигурой революционера становится социалист-разночинец. Разночинцами были образованные представители либерально-демократической интеллигенции, происходившие не только из дворян, но и мелких чиновников, мещан, купечества, крестьянства. Освободительное движение становится многообразным. В нем участвуют не только выходцы из разных сословий, но и действуют различные политические организации, намечавшие разнообразные пути демократизации общественного строя России. При всем многообразии освободительных сил разночинского этапа ведущим направлением было движение революционного народничества.

Народнические взгляды получили широкое распространение в печати в форме острой политической публицистики, проявились в науке, литературе и искусстве. Народничество имело свои организации, оказывало влияние на всю внутриполитическую жизнь России. По ряду вопросов оно сближалось с другими оппозиционными течениями. Выделяя народничество из других общественных течений, можно назвать следующие его характерные признаки:

1. Признание капитализма в России упадком, регрессом.

2. Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской общины в частности.

3. Игнорирование связи интеллигенции и политических учреждений страны с материальными интересами определенных общественных классов.

Идеология народничества развивалась в 60-е гг. XIX в., т. е. в эпоху, когда капитализм еще не утвердился настолько, чтобы ярко обнаружилось разложение деревни. Поэтому, рассматривая вопрос о судьбах капитализма в России, народники не могли решить его исторически верно. Они отрицали развитие капитализма в России, не признавали значения политической борьбы и обще-демократических свобод.

Основное внимание народники уделяли социалистическому перевороту, уравнительному распределению земли между крестьянами и особой роли общины как основы общественного устройства в стране. Народничество выражало интересы пореформенного крестьянства, которое выступало как прогрессивная сила, выдвигавшая общедемократические требования и боровшаяся против остатков крепостничества. Настойчивая борьба крестьянства против пережитков феодализма переплеталась с новыми противоречиями и антагонизмами, порожденными уже буржуазным строем. Крестьянство все более выступало не только как обездоленный и трудовой класс, но и одновременно как класс мелких собственников, подчас эгоистично отстаивавших свои имущественные права. Противоречия буржуазного характера нарастали с большой, стремительностью. На этом фоне народническая утопия, все меньше отражавшая реальности социально-экономического развития страны, эволюционирует вправо, теряя свое значение как революционная идеология. Однако в 60-х – начале 80-х гг. народничество, активно выступая против самодержавия, несправедливого распределения земли, отстаивало важнейшие обще-демократические требования и тем самым способствовало общественному прогрессу.

Народничество придерживалось социалистической идеологии. Тем самым ставился вопрос о различиях в понимании будущего устройства России либералами и демократами. Народники искали альтернативу буржуазному пути, на который встала страна. Критическое отношение к российской действительности с ее ужасающей несправедливостью по отношению к крестьянству порождало в сознании демократической интеллигенции новую систему ценностей, в которой частная собственность рассматривалась как главное общественное зло. Стремления народников к уравнительству, безусловно, носили характер утопии, но объективно были реакцией на общее требование крестьян земли и подлинной воли. С этой точки зрения народническая идеология в форме мелкобуржуазного, крестьянского утопического социализма имела закономерный характер и обеспечивала поступательность в развитии освободительного движения.