КалейдоскопЪ

Идеология революционного народничества

Происхождение крестьянского социализма народников восходит к А.И. Герцену и Н.Г. Чернышевскому. Их теоретические позиции содержат предварительные, самые общие варианты социалистического переустройства России. Отсталость страны побуждала русских социалистов к поиску ускоренного по сравнению с Западом пути развития. Особенно большое влияние и демократическую интеллигенцию 60-70-х гг. оказывали взгляды Н.Г. Чернышевского, которые были проникнуты идеей народной революции, созвучной стремлениям революционной молодежи.

На почве общественного подъема 60-х гг. получают развитие и распространение взгляды нового поколения революционеров. В этом процессе большая роль принадлежала Петру Лавровичу Лаврову (1823–1900). Будучи профессором артиллерийской акции, он втягивается сначала в оппозиционное движение, а затем и в революционную борьбу, за что был подвергнут тюремному заключению и отправлен в ссылку. Основы своей теории Лавров изложил в знаменитых «Исторических письмах», где давался ответ на вопрос, чем должна заниматься передовая молодежь. Лавров считал, что молодежь должна посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за освобождение народа, отодвинув все другие увлечения. Он придерживался взгляда, что историю двигают одинокие борющиеся, критически мыслящие личности. В своей критике общественных порядков они должны найти единомышленников в народе. Для этого необходимо «не только слово, нужно дело. Нужны энергичные, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем. Нужны мученики, легенда о которых переросла бы далеко их истинное достоинство». Для подготовки рассчитанных ударов, по мнению Лаврова, необходим крепкий союз борцов – революционная партия, окруженная тесным кольцом сочувствующей интеллигенции. Мысли Лаврова о кропотливой подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.

Наибольшей популярностью среди революционного подполья пользовались взгляды Михаила Александровича Бакунина (1814–1876). Его известности способствовал ореол борца и мученика застенков. Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Выданный царским властям и оказавшись в Сибири, Бакунин совершил побег. Обосновавшись в Англии, а затем в Швейцарии, он продолжал принимать участие в революционном движении.

Для революционеров-народников наибольшее значение имела его книга «Государственность и анархия» и особенно «Прибавление А» к этой книге. Под анархией Бакунин подразумевал федерацию общин, «рабочих ассоциаций» и народов. На смену частной собственности должна прийти коллективная собственность и коллективный труд. В этом заключался общественный идеал Бакунина, на пути к которому необходимо уничтожить всякую государственность. К этому времени в международном рабочем движении получило распространение учение о диктатуре пролетариата как необходимом условии победы социалистической революции. Бакунин выступал против любой государственности, в том числе и пролетарской. Это приводило к отрицанию политической борьбы, которая, по мнению Бакунина, не приносит пользы революции. Бакунин исходил из того, что революция не нуждается в подготовке. Нищета и страдания народа являются главным стимулом к революционному выступлению. Нужно только собрать воедино народные силы, что и требовалось от революционной молодежи. При всей утопичности положения бакунизма имелись и положительные моменты: соединение революционной демократии с силами народа, неудержимое стремление к самодержавию, устранению эксплуатации, построению будущего общества на основах народного самоуправления.

Формирование народнической идеологии сопровождалась развитием революционной деятельности молодежи 60-70-х гг. Разработка основополагающих положений народничества происходила в острых диспутах между сторонниками различных взглядов на революционный процесс. В самой России молодежь неудержимо рвалась к открытым революционным действиям. Сомнения в реальности положений бакунизма, видимая отдаленность решения проблем революционного переворота у Лаврова в какой-то степени сдерживали этот прорыв.

В попытках ускорить события родился еще один вариант народнической доктрины. Его положения наиболее полно отражали взгляды Петра Никитича Ткачева (1844–1885), являвшиеся своеобразной интерпретацией бакунизма на почве российской действительности. Смысл учения Ткачева заключался в том, что революции осуществляются революционным меньшинством. Ткачев не разделял общинные утопии большинства народников и не верил в революционные возможности крестьян. «Нельзя, – писал он, – протягивать руки за помощью туда, куда следует протянуть руку помощи». Революция – это захват власти с помощью сильной конспиративной организации, способной деморализовать правительство и овладеть системой управления. В противоположность Бакунину, он признавал политические формы борьбы и активную роль государства в демократическом переустройстве общества. Новое революционное правительство должно передать землю общинам, а фабрики, заводы, железные дороги, банки – государству. Для достижения этих целей действовать нужно немедленно, решительно, беспощадно подавляя врага.

Взгляды Ткачева отражали наиболее упрощенный подход к проблеме революции, но они импонировали молодежи своей решительностью. С одной стороны признание политической борьбы означало преодоление анархизма. С другой стороны, бескомпромиссность Ткачева как бы отсекала все либеральные сомнения, способствовала консолидации активных революционных сил.