КалейдоскопЪ

Первые народнические организации

Народнические организации, особенно на первом этапе, не строились по принципу единства идейной платформы. Они объединили представителей различных течений. В тех случаях, когда верх брало то или иное направление, его представители довольно свободно отклонялись от исходных принципов. Поэтому в чистом виде ни одно из названных направлений народничества не встречалось.

Появление первых народнических организаций относится к середине 60-х гг. Под прямым влиянием романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась организация Н.А. Ишутина – И.А. Худякова (существовала в 1863–1866 гг.), которая ставила в качестве своей первоочередной задачи подготовку переворота в экономике и общественной жизни на основе применения коллективной собственности и коллективного труда. Ишутинцы пытались организовать коммуны наборщиц, переплетную артель, швейную мастерскую, издательскую артель. Эти попытки были не удачными. Часть ишутинцев придерживалась террористической тактики в борьбе с царизмом. В результате член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 г. покушение на Александра II. Организация была разгромлена, а Каракозов казнен.

В обстановке усиления карательной политики правительства, явившейся реакцией на покушение Каракозова, происходили поиски практических путей и форм революционной борьбы. Во время крупных студенческих выступлений конца 60-х гг. в Петербурге возникла организация под руководством С.Г. Нечаева, ставившая своей целью осуществление политического переворота. Установив тесные контакты с Бакуниным и Ткачевым, Нечаев воспринял от них наиболее авантюристские стороны их доктрин. Они ярко проявились, когда Нечаев перенес свою деятельность в Москву и занялся созданием новой организации. Проповедуя принцип вседозволенности ради достижения главной цели, он настоял в конце 1869 г. на убийстве члена организации студента И.И. Иванова, ложно обвиненного им в предательстве. После раскрытия убийства правительство организовало шумный процесс над членами нечаевской организации. Этот процесс позволил революционерам воочию убедиться в порочности революционного авантюризма. «Нечаевщиной» стали называть недопустимые методы революционной деятельности, дискредитирующие ее в глазах народа.

В определенной степени на отрицании нечаевщины сложился в 1869 г. при слиянии кружков М.А. Натансона и С.Л. Перовской кружок, а впоследствии общество «чайковцев». Название оно получило по имени Н.В. Чайковского, представлявшего его в сношениях с легальным миром. Первоначально это был «книжный» кружок, занимавшийся распространением легально издаваемых книг передовых авторов и печатанием запрещенных книг и брошюр. Члены этого кружка создавали более узкие объединения самообразования, землячества, коммуны, тесно связанные между собой на товарищеских началах. Возникали они не только в Петербурге, но и в других городах. В 1871 г. состоялся съезд делегатов студенческих организаций самообразования. К этому времени петербургский кружок чайковцев превратился в большое общество, представлявшее собой федерацию кружков, расположенных в разных городах. Организация чайковцев была очень сплоченной, все строилось на доверии и искреннем отношении к товарищам. В обществе царил дух равноправия, имущество участника поступало в общую кассу. Устава общество чайковцев не имело, но свои обязанности все члены представляли хорошо. Главной из этих обязанностей было расширение рядов революционеров. Среди членов общества были М.А. Натансон, А.И. Желябов, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.

Параллельно с чайковцами существовал ряд других народнических организаций, не связанных между собой. Занимались они также просветительской деятельностью, формированием у учащейся молодежи революционного мировоззрения. Среди них наибольшей известностью пользовался кружок «долгушинцев» названный по имени уроженца Сибири студента Технологического института А.В. Долгушина. Образовался кружок в Петербурге осенью 1869 г. как «кружок сибиряков». Первоначально он был связан с Нечаевым, и по делу его организации долгушинцы были арестованы. После освобождения продолжили свою деятельность, частично перебазировавшись в 1873 г. в Москву. Долгушинцы с самого начала придерживались активных позиций. Они много сделали по изданию и распространению прокламаций, придерживались принципа немедленных революционных действий в народе, требовали всеобщего передела земли, отмены откупов, народного правительства. Раньше других долгушинцы выдвинули лозунг «хождения в народ» и пытались проводить его на практике, но осенью 1873 г. были разгромлены властями.