КалейдоскопЪ

Правление Александра I

К моменту своего восшествия на престол 24-летний Александр I был уже сложившейся личностью. Красивый, подтянутый, он всегда был подчеркнуто скромен и элегантен. Его любовь к порядку и симметрии порой доходила до абсурда и была поводом для шуток в первые годы пребывания его у власти, а также для злословия в последние годы жизни.

Многие современники, с детства знавшие будущего царя, отмечали противоречивость его характера. Он, человек умный и образованный, боялся государственных забот, казавшихся ему непосильными.

15 сентября 1801 года в Москве прошла коронация Александра I. Во время нее он очень мучался и страдал от чуждых ему роскоши и почестей. После вступления на престол новый император даровал свободу заключенным, сосланным его отцом, и издал указ об уничтожении пыток. Александр I приказал вернуть войска, направлявшиеся в Индию, была уничтожена так называемая Тайная экспедиция, занимавшаяся делами, связанными с изменой императору. Все это, а также личное обаяние нового императора сделали его популярным в российском обществе. Были проведены важные преобразования в административной системе Российской империи: в 1802 году были учреждены Министерства и Государственный совет.

Александр I рано вставал, трудился над документами, принимал министров. Он продолжал увлекаться армией и очень любил устраивать парады. Император много путешествовал, его поездки по стране длились по нескольку месяцев. Он побывал на Украине, в Белоруссии, на Урале, в Сибири. Император часто встречался с местными властями и интересовался условиями жизни всех слоев общества. Так что Александр I не понаслышке знал о том, как живет Россия.

В 1801 году Александр I разрешил крестьянам покупать землю. В 1803 году крепостные крестьяне могли выкупаться целыми селениями вместе с землей. Еще через год право владеть землей по договору с крестьянами получили и купцы. Все это были первые шаги к последующим крестьянским и земельным реформам в России.

Однако Александр I не был готов к введению более решительных перемен в обществе. Он боялся того, что в случае проведения коренных реформ в России он может расстаться с жизнью, как его дед и отец. Зато в России стали проводиться реформы в системе образования. Начали открываться новые университеты, гимназии и училища.

Выдающемуся историку Н. М. Карамзину было пожаловано звание историографа и разрешено начать работу над историей государства Российского.