КалейдоскопЪ

Патриарх Никон

В то время стало необходимо провести и реформу церкви. Богослужебные книги до предела истрепались, в переписываемых от руки текстах накопилось огромное количество неточностей и ошибок. Часто церковные службы в одном храме очень сильно отличались от такой же службы в другом. Все это «нестроение» было очень тяжело видеть молодому монарху, который всегда очень радел за укрепление и распространение православной веры.

При Благовещенском соборе Московского Кремля был кружок «боголюбцев», куда входил и Алексей Михайлович. Среди «боголюбцев» было несколько священников, игумен Новоспасского монастыря Никон, протопоп Аввакум и несколько светских дворян.

В помощь кружку в Москву были приглашены украинские ученые монахи, которые занимались изданием богослужебной литературы. Был перестроен и расширен Печатный двор. Увеличилось количество выпускаемых книг, предназначенных для обучения: «Азбука», Псалтырь, Часослов; они много раз переиздавались. В 1648 году по приказу царя вышла в свет «Грамматика» Смотрицкого.

Но наряду с распространением книг, начались гонения на скоморохов и народные обычаи, идущие из язычества. Народные музыкальные инструменты изымались, была запрещена игра на балалайках, очень осуждались маскарадные маски, гадания и даже качели.

Царь Алексей Михайлович уже возмужал и более не нуждался в чьей-либо опеке. Но мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. Таким «собинным», особенно любимым другом для царя стал митрополит новгородский Никон.

После смерти патриарха Иосифа царь предложил принять верховный духовный сан своему другу – новгородскому митрополиту Никону, взгляды которого Алексей полностью разделял. В 1652 году Никон стал Патриархом всея Руси и ближайшим другом и советником государя.

Патриарх Никон не один год проводил церковные реформы, которые поддерживал государь. Эти нововведения вызвали у многих верующих протест, они посчитали исправления в богослужебных книгах предательством веры их отцов и дедов.

Первыми открыто выступили против всех нововведений монахи Соловецкого монастыря. По стране пошла церковная смута. Ярым врагом нововведений стал протопоп Аввакум. Среди так называемых старообрядцев, не принявших изменения, вносимые в богослужения патриархом Никоном, были и две женщины из высшего сословия: княгиня Евдокия Урусова и боярыня Феодосия Морозова.

Патриарх Никон

Собор русского духовенства в 1666 году все же принял все нововведения и книжные исправления, подготовленные патриархом Никоном. Всех староверов церковь предала анафеме (прокляла) и назвала их раскольниками. Историки считают, что в 1666 году произошел раскол в Русской православной церкви, она оказалась расколотой на две части.

Патриарх Никон, видя трудности, с которыми идут его реформы, самовольно оставил патриарший престол. За это и за недопустимые для православной церкви «мирские» наказания раскольников по приказанию Алексея Михайловича собором духовенства Никон был лишен сана и отправлен в Ферапонтов монастырь.

В 1681 году царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но в дороге Никон умер. Впоследствии патриарх Никон был канонизирован Русской православной церковью.

Степан Разин

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

В 1670 году на юге России началась Крестьянская война. Восстание возглавил донской казацкий атаман Степан Разин.

Объектом ненависти восставших были бояре и чиновники, царские советники и прочие сановники, не царя, а их обвинял народ во всех бедах и несправедливостях, творившихся в государстве. Царь был для казаков воплощением идеала и справедливости. Церковь предала Разина анафеме. Царь Алексей Михайлович призывал народ не присоединяться к Разину, и тогда Разин двинулся на реку Яик, взял Яицкий городок, затем грабил персидские суда.

В мае 1670 года он со своим войском отправился на Волгу, взял города Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару. Он привлек к себе многие народности: чувашей, мордву, татар, черемисов.

Под городом Симбирском войско Степана Разина было разбито князем Юрием Барятинским, но сам Разин уцелел. Ему удалось бежать на Дон, где он был выдан атаманом Корнилом Яковлевым, привезен в Москву и там казнен на Лобном месте Красной площади 6 июня 1671 года.

С участниками восстания расправились тоже самым жестоким образом. При проведении дознания к бунтовщикам применялись самые изощренные пытки и казни: отсечение рук и ног, четвертование, виселица, массовые ссылки, выжигание на лице буквы «Б», означавшей причастность к бунту.