КалейдоскопЪ

Культура

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. С XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Все свое влияние и могущество церковь употребляла на укрепление своих позиций. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете или изображении. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

Публицистика

События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих вопросов того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое "Сказание о князьях владимирских", содержание которого преследовало цель укрепить авторитет верховной власти. Так, если в "Повести временных лет" летописец объяснял появление княжеской власти призванием варягов, то "Сказание о князьях владимирских" выводило происхождение русской царской династии от римского императора Августа. Это легендарное историческое сочинение начиналось с описания Ноева ковчега. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса и Рюрика, а следовательно, и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: "Мы родством от Августа кесаря ведемся". Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции великого Рима и Киевской державы.

В среде церковников был выдвинут тезис о Москве — " третьем Риме". В их изложении история выступает как процесс смены мировых царств. Первый Рим —"вечный город" погиб из-за ересей, "Второй Рим" — Константинополь из-за унии с католиками. "Третий Рим" — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержится в сочинениях И.С.Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

Летописание

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К летописным сочинениям этого периода относится "Летописец начала царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и где доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является "Степенная книга". Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы подчеркивали нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в. — так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода (лицо — изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. Это повести "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др. Создавались новые хронографы.

Об обмирщении культуры свидетельствует написание книги, содержащей разнообразные полезные сведения и руководства как в духовной, так и в мирской жизни, —"Домострой" (в переводе — домоводство), автором которой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания

Выдающееся событие в культуре XVI в. — появление русского книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первый русский букварь (в 1574 г. во Львове). За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI и в XVII вв.

Архитектура

Усиление Российского централизованного государства отмечено расцветом национальной архитектуры.

Одним из выдающихся его проявлений было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по типу московского Успенского собора. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях, и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (ряд историков считают, что название произошло от слова "кита" — вязка жердей, используемых при строительстве крепости). Она защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Ф.Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал —15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее Москвы (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком севере (Соловецких островах).

Ремесло

Высокого уровня достигло русское ремесло. Особенно это проявилось в области литейного дела. Русская артиллерия появилась в 1382 г. при отражении набега Тохтамыша (на несколько лет позже, чем в Европе). Своей вершины литье орудий достигло в работах Андрея Чехова. Созданная им царь-пушка до сих пор является крупнейшим по калибру артиллерийским орудием в мире. Она предназначалась для обороны Москвы и должна была стрелять картечью. Царь-пушка весит 40 т, а ее калибр — 89 см.