КалейдоскопЪ

Литература и искусство

Первая половина XIX в. стала «золотым веком» русской литературы. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм, воспевавший деяния государей и гражданские добродетели, уступает место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутренним переживаниям человека, его печалям и радостям. Наиболее ярким представителем этого течения был Карамзин.

В начале XIX в. все более популярным становится другое течение — романтизм, воспевающий уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу. В романтизме были разные течения. Так, поэта В.А.Жуковского привлекал, прежде всего, духовный мир человека, в творчестве же поэтов-декабристов К.Ф.Рылеева и В.К.Кюхельбекера, ранних А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова сильны тираноборческие мотивы, жажда общественных перемен.

Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Важнейшими шагами на пути формирования реализма стали комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.АГончаров и др.

Смена стилей и направлений происходила в первой половине XIX в. и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, проявившийся в портретной живописи О.А.Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В.А.Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»), К.П.Брюллова. Кисти Брюллова принадлежит и поразившее современников полотно «Последний день Помпеи».

С начала XIX в. в русской живописи становится популярен бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов, чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма. Картины П.А.Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора») отличались реализмом и носили сатирический характер. Попыткой осмыслить глобальные духовные и исторические процессы стало грандиозное полотно А.А.Иванова «Явление Христа народу».

Влияние реализма сказывалось и на развитии театрального искусства (деятельность М.С.Щепкина в московском Малом театре), и в музыке (оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).

Первая половина XIX в. стала временем расцвета классицизма в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. К.И.Росси (здание Генерального штаба), А.А.Монферраном (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здания Сената и Синода (К.И.Росси), Исаакиевского собора (А.А.Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н.Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д.Захаровым — здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И.Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И.Жилярди (перестройка здания Московского университета).

Отражением официальной идеологии времен Николая I — теории «официальной народности» — в определенной степени был так называемый «русско-византийский стиль». Наиболее известным архитектором этого направления был К.А. Тон, которому принадлежат Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя, здания столичных вокзалов Николаевской железной дороги.