КалейдоскопЪ

Общественное и политическое развитие России в 1881-1894 гг.

Внутренняя политика

Александр III и его окружение

Александр III (1845 — 1894) вступил на престол в 1881 г. тридцати шести лет от роду после гибели своего отца Александра II от бомбы террориста.

Наследником престола Александр III стал лишь в двадцать лет после смерти своего старшего брата Николая и только с этого времени начал получать более обширное образование, необходимое государственному деятелю. Упорный и настойчивый, не лишенный практической сметки, Александр III был наделен весьма прямолинейным и примитивным умом. Идеалом царя было патриархальное, отеческое правление, единение царя с народом, разделение общества на устойчивые сословия, национально-самобытное развитие.

Ближайшим советником царя был бывший наставник Александра К.П.Победоносцев (1827-1907), занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода (т.е. чиновника, ведавшего отношениями православной церкви и государства). Большим влиянием в царствование Александра III пользовался и известнейший реакционный журналист М.Н.Катков. В 1860-е гг. Катков и Победоносцев участвовали в подготовке Великих реформ; к 1880-м гг. они стали их яростными врагами. Катков предлагал полностью искоренить принципы, внесенные реформами в русскую жизнь, призывал к административно-политическим переустройствам. Победоносцев больше надежд возлагал на изменения в умах и душах людей, на усиление влияния церкви.

1881-1882: борьба за определение правительственного курса

В первые месяцы после гибели Александра II в правительстве царила растерянность: ничего не зная о силах революционеров, Александр III не осмелился сразу уволить министра внутренних дел графа М.Т.Лорис-Меликова — сторонника уступок умеренным слоям общества. Однако рассчитывать на то, что Александр III будет сочувствовать либеральным мерам, не приходилось. Победоносцев — главный противник либералов — в глубокой тайне подготовил манифест о "незыблемости самодержавия" и убедил царя подписать его. Сторонникам преобразований дали понять, что их планы отвергаются: в конце апреля — начале мая 1881 г. Лорис-Меликов и его единомышленники вынуждены были подать в отставку.

Министром внутренних дел стал граф Н.П.Игнатьев — в прошлом крупный дипломат, известный как ревнитель национальных начал и славянских интересов. Игнатьев попытался найти средний путь между либерализмом и реакцией. Он провел ряд социально-экономических преобразований, до известной степени облегчивших положение народа. Крестьяне были переведены на обязательный выкуп (до этого перевод крестьян, освобожденных от крепостного права, на выкуп зависел от воли помещика; крестьяне, не переведенные на выкуп, продолжали нести повинности в пользу помещика; к 1881 г, в таком положении находилось 15% бывших помещичьих крестьян). Были понижены выкупные платежи.

Учреждался Крестьянский банк, помогавший крестьянам в покупке земли; была начата отмена подушной подати. Вступил в силу закон о фабричной инспекции, регулировавший отношения между рабочими и предпринимателями; ограничивалось применение детского труда.

Отвергая либеральные стремления к конституции и парламенту, Игнатьев попытался организовать созыв земского собора — некой национально-самобытной формы представительства. Однако Победоносцев и Катков, вовремя узнав о планах Игнатьева, резко воспротивились какому бы то нибыло привлечению общества к обсуждению государственных вопросов. В мае 1882 г. Игнатьев вышел в отставку, его должность получил граф Д.А.Толстой, проводивший в 1860-1870-е гг. реакционную политику на посту министра народного просвещения. С этого времени правительство открыто перешло к реакции.

Эпоха политической реакции

В начале 1880-х гг. самодержавие значительно усовершенствовало свою карательную политику, что позволило ему разгромить внутренне ослабленную "Народную волю".

В августе 1881 г. было утверждено "Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". Согласно ему, любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц. С 1883 г. стали действовать охранные отделения (охранка) — жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности.

В августе 1882 г. были приняты Временные правила о печати. Отныне совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора синода) получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. В 1884 г. появился новый университетский устав, ликвидировавший выборность профессоров, деканов, ректора, резко ограничивший права университетского самоуправления.

Правительство стремилось придать образованию сословный характер: плата за обучение в университетах была повышена, а министр народного просвещения издал в 1887 г. так называемый "циркуляр о кухаркиных детях", предписав не допускать в гимназии детей из низших сословий.

В сфере начального образования усиленно внедрялись церковные школы, которым Победоносцев стремился придать строго охранительный характер.

В 1889 г. был принят закон о земских начальниках, касавшийся местного крестьянского управления. Сословная обособленность крестьянского управления сохранялась и закреплялась, оно было отдано под власть земских начальников — особых должностных лиц из числа местных помещиков, соединивших в своих руках судебную и административную власть.

В 1890 г. вышло новое Земское положение, значительно усилившее власть администрации над местным самоуправлением. Выборы в земство стали проводиться строго по сословному признаку, представительство дворян значительно увеличилось. В 1892 г. было принято новое Городовое положение, значительно урезавшее самостоятельность городского самоуправления, в три-четыре раза уменьшившее число городских избирателей.

Несколько раз правительство предпринимало наступление на судебные учреждения, однако решительных преобразований здесь провести не удалось, пришлось ограничиться довольно незначительными поправками. В социально-экономической сфере правительство стремилось защищать интересы дворянства. Для этого был учрежден Дворянский банк, принято выгодное для помещиков Положение о найме на сельскохозяйственные работы. Правительство пыталось предотвратить социальное расслоение крестьянства: были ограничены семейные разделы крестьян, приняты меры против отчуждения крестьянских наделов.

Реакционная политика правительства Александра III провозглашала утверждение национально-самобытных начал в жизни России. Это сказалось в ухудшении положения нерусских народов, религиозных и национальных меньшинств. Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев, проводилась русификация Прибалтики. Мерами государственного принуждения нередко подкреплялась деятельность православных миссионеров в разных концах Империи — среди лютеран Прибалтики и униатов Западной Украины, мусульман Поволжья и буддистов Забайкалья, старообрядцев и сектантов.

Реакционные преобразования 1880-1890-х гг. получили название контрреформ. Провести их позволило отсутствие в русском обществе сил, способных создать достаточно действенную оппозицию политике правительства. Своей цели контрреформы не достигли и хода истории остановить не смогли; в то же время они крайне обострили отношения между правительством и обществом. Придерживаясь реакционного курса в политике, правительство Александра III вынуждено было поощрять развитие капитализма в социально-экономической сфере. Нарастали угрожающие диспропорции, чреватые общественными потрясениями.