КалейдоскопЪ

Наука

Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX в., потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX в. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков А.Г.Столетова и П.НЛебедева.

Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М.Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай — Океанию.

Вторая половина ХГХ в. ознаменовалась рядом технических открытий: Г.Ш.Яблочков и А.Н.Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С.Попов — радиоприемник В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.

Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев (1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен". Следуя взглядам Гегеля, он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О.Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем "Курсе русской истории".