КалейдоскопЪ

Иностранцы на службе России

В 1646 г. в русское подданство перешел и был зачислен в московское дворянство выходец из Голландии Андрей Иванович Виниус. Он начинал в качестве купца. С 1627 г. вел крупную хлебную торговлю в Архангельске. В 1632 г. по разрешению царя Михаила Федоровича, получив ссуду из казны и право на беспошлинный промысел на 20 лет, построил чугунолитейный и железоделательный заводы в 15 км от Тулы. Позднее построил железоделательный завод на реке Ваге.

А. Виниус

Сестрорецкий оружейный завод строился с 1721 г. под руководством командира Олонецких заводов Виллима Геннина. Завод действовал по принципу водяной мельницы: вода с высоты нескольких метров падала на огромные деревянные колеса, и от валов этих «мельниц» приводились в действие станки и молоты. Отработанная вода, возвращавшаяся в реку, образовала водохранилище «Разлив». Сестрорецкие оружейники добились взаимозаменяемости частей ружей и пистолетов.

На частном металлоперерабатывающем предприятии, основанном шотландцем Чарльзом Бердом, впервые в России было налажено производство паровых двигателей. На этом же предприятии построено первое паровое судно России – «Елизавета», которое 15 ноября 1815 г. совершило первый рейс из Петербурга в Кронштадт (за 3,5 часа) и обратно.

Берд Чарльз (Карл Николаевич) родился в 1766 г. в Шотландии. Обучался на Карронском пушечном заводе в Великобритании. В России с 1786 г. В 1792 г. основал первый в Петербурге частный механический и литейный завод; первым в России в 1805—1806 гг. спроектировал и построил чугунный мост «на дугах» – Сальнобуянский. Берд строил Сальнобуянский канал, владел лесопильным заводом и паровой мукомольней. Руководил изготовлением и установкой значительного количества решеток, барельефов, скульптур, фонарей, памятников, перекрытий, балконов и других металлических несущих конструкций и элементов архитектурного декора сооружений в Петербурге и других городах.

На его заводе изготовлены барельефы Александровской колонны, лестничные перила и фигуры для аттика арки здания Сената и Синода, решетки вокруг Инженерного замка, безраспорные перекрытия эллинга в Новом Адмиралтействе, конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора. Берд изготавливал пролетные строения всех висячих мостов в Петербурге: Екатерингофского, Пантелеймон овского, Египетского, Почтамтского, Банковского, Львиного. Инженер, предприниматель и судовладелец Карл Николаевич Берд умер в Петербурге в 1843 г.