КалейдоскопЪ

Народный артист Федор Шаляпин

Одной из самых известных песен в исполнении Федора Ивановича Шаляпина была «Эй, дубинушка, ухнем». Эту песню бурлаков очень любила революционная интеллигенция, особенно студенчество. После революции 1917 г. выходец из народа Федор Шаляпин остался в советской России, успешно выступал перед рабочими, крестьянами, молодежью, но в 1922 г. уехал за рубеж.

Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Художник А. Головин

Прах Ф. И. Шаляпина был в соответствии с его завещанием перенесен из Парижа на Родину в 1984 г.

Федор Иванович родился в 1873 г. в семье служащего.

Он начинал петь в Московской частной русской опере (1896—1899). С 1899 г. стал ведущим солистом Мариинского и Большого театров. Шаляпин обладал так называемым высоким басом – мощным, гибким, богатым тембровыми оттенками голосом. Богатый голос сочетался с исключительным драматическим дарованием, что производило сильнейшее впечатление на зрителей и слушателей. Некоторое представление о голосе Шаляпина дают сделанные в свое время записи, которые, несмотря на техническое несовершенство, позволяют понять, что такой бас появляется только раз в столетие.

Всемирная слава Шаляпина, как и ряда других деятелей русского искусства, началась с выступлений на сценах крупнейших театров мира, начиная со знаменитых «Русских сезонов». Своими сценическими интерпретациями партий Бориса Годунова, Ивана Хованского («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Бойто) он открыл новую эпоху в развитии мирового вокального искусства и заложил устойчивую традицию исполнения.

Шаляпин был одним из самых высокооплачиваемых деятелей искусства в дореволюционной России.

После революции Федор Иванович остался в России. В 1918 г. он стал почетным председателем Совета государственной оперы, а затем управляющим художественной частью всех академических театров. Шаляпин был чрезвычайно популярен. В ноябре 1918 г. Совет комиссаров Северной области присвоил Федору Ивановичу Шаляпину звание народного артиста. В сезоне 1918/1919 гг. он участвовал более чем в 80 спектаклях, выступал с концертами перед рабочими и красноармейцами. С марта 1919 г. состоял членом Директории бывшего Мариинского театра, а с апреля входил в Директорию Большого театра.

Авторитет Шаляпина был очень высок. Многие левые деятели в сфере искусства считали оперу отжившей формой, выступали за ликвидацию, закрытие оперных театров, считая язык оперы слишком условным и сложным для восприятия большинства населения страны. Шаляпин немало сделал для защиты оперного искусства. С 1919 г. он являлся членом Большого художественного совета при отделе театров и зрелищ Комиссариата народного просвещения Северной области. В конце июля 1919 г. председатель советского правительства В. И. Ленин принял в Кремле А. В. Луначарского и Ф. И. Шаляпина и беседовал с ними о нуждах театров. Шаляпин участвовал в концертах, на которых присутствовал Ленин. В кремлевской квартире В. И. Ленина в советское время обращали внимание посетителей на то, что обстановка и одежда хозяев были очень скромными. В посуде не было двух одинаковых чашек, но коллекция нот отличалась богатством и разнообразием, что поражало профессиональных музыкантов. Ленин понимал значение Шаляпина для русской культуры.

К хорошей жизни люди, особенно вышедшие из низов, быстро привыкают. Расставаться с привычной жизнью бывает сложно. После революции Шаляпин первым получил новое звание «народный артист». Он не голодал и особенно не нуждался. Но вокруг Шаляпина, кроме его ближайших родственников, находилось немало людей, которых в просторечии называют нахлебниками. Советская власть была готова делать все необходимое для благополучной жизни великого русского певца и его родных, но не более. Не могли не тревожить Шаляпина и тогдашние левые, которые находили немало способов испортить настроение «осколкам старого мира». Певцу было под пятьдесят, менять установленную систему жизненных связей ему не хотелось, как не хотелось и оказываться в чрезмерной зависимости от кого бы то ни было, хотя бы и от самой что ни на есть народной власти. И Шаляпин сделал свой выбор.

В сентябре 1921 г. Ф. И. Шаляпин выезжал на гастроли за границу. Осенью 1922 г. он выехал за границу вторично и более на Родину не возвращался.