КалейдоскопЪ

Петля Нестерова

Наверное, можно написать большую книгу о людях, которые дали свое имя изученным природным явлениям, законам природы и общества, различным элементам материального мира. Сразу вспоминаются «болезнь Боткина», «мазь Вишневского» и т. д. Россияне внесли немалый вклад в творческую «копилку» человечества. Даже, несмотря на то, что первоначально, после тяжелого ордынского ига, в период Московского царства и Российской империи страна в целом в чем-то отставала, как правило, находились люди, которые показывали, что «и мы не лыком шиты».

Не будем вдаваться в спор о том, кто раньше поднялся на самолете в воздух: братья Райт или наш А. Ф. Можайский. Есть другой факт: в США и ряде европейских стран быстро стали налаживать производство самолетов, а Россия лишь закупала их. Только в 1908 г. Военное министерство приступило к опытам и постройке самолетов. В 1910 г. прошел удачные испытания первый русский аэроплан капитана Агапова, затем появились конструкции Гризодубова, Гаккеля, Сикорского и гидросамолет Григоровича. К началу Первой мировой войны в русской армии насчитывалось 6 авиационных рот и 39 авиаотрядов с 202 самолетами. Это были в основном французские «Ньюпор-2У», «Фарман-XIV» и «Фарман-ХХ». Исключением являлись тяжелые четырехмоторные самолеты «Илья Муромец» конструкции Сикорского, которые начали строить серийно.

Зато при освоении авиационной техники не было недостатка в отчаянных храбрецах. Имя одного из них – Петр Николаевич Нестеров (1887—1914).

Он родился в семье офицера в Нижнем Новгороде. Сначала П. Н. Нестеров закончил артиллерийское училище, а в 1912 г. – воздухоплавательный и авиационный отделы офицерской воздухоплавательной школы в Петербурге. Нестеров начал службу в первых авиачастях, созданных в русской армии.

Самолеты тогда летали со скоростью 90—95 километров в час на высоте 2000—2500 метров. Русские летчики установили рекорды высоты (3900 км), дальности и продолжительности полета (13 часов). В течение короткого времени начинающий летчик П. Н. Нестеров превратился в основоположника высшего пилотажа. Он первым стал выполнять глубокие виражи, тщательно изучал поведение машин в полете, «выжимал» из летательных аппаратов все возможное и невозможное. А они стоили недешево: 9 тысяч рублей по ценам 1912 г. (автомобиль стоил 7 тысяч рублей). Купить самолет на свое жалованье штабс-капитан Нестеров не мог.

27 августа 1913 г. Нестеров выполнил немыслимую фигуру высшего пилотажа – замкнутую кривую в вертикальной плоскости. Ее назвали «мертвая петля», «петля», или «петля Нестерова». «Петля» была выполнена впервые в мире над русскими полями.

Петр Николаевич совершил два рекордных перелета: Киев – Одесса – Севастополь и Киев – Петербург.

Нестеров стал легендой при жизни, примером для подражания. Сам он хорошо понимал военное значение авиации и много занимался изучением вопросов ведения воздушного боя. Теоретические наработки вскоре стали использоваться в реальных схватках в небе: началась Первая мировая война. Нестеров совершил 13 боевых вылетов. 26 августа 1914 г. в районе г. Жолквы (ныне г. Нестеров) над расположением русских войск появились три вражеских аэроплана. На невооруженном самолете Нестеров впервые применил воздушный таран и уничтожил самолет противника. Но при этом погиб. Многие русские летчики совершили разнообразные подвиги, за которые были удостоены настоящих боевых наград.[106]