КалейдоскопЪ

Примадонна отечественной эстрады

В широких кругах россиян уже много лет пользуется популярностью один анекдот. Вопрос: «Кто такой Л. И. Брежнев?». Ответ: «Мелкий политический деятель в эпоху А. Б. Пугачевой».

О фамилии Аллы Борисовны Пугачевой пишут очень немного. Между тем в своей сфере деятельности певица выступила в духе своего знаменитого в XVIII в. однофамильца – в роли бунтаря. Против штампов, против усредненной безличности, против серости и действительной «совковости», которая имела место и в жизни, и на эстраде, и на телевидении.

Справедливости ради следует заметить, что сценическая карьера Аллы Пугачевой началась в Росконцерте, в 1978 г., когда карьера Леонида Ильича Брежнева, фигурирующего в анекдоте, фактически закончилась.

Слова известной песни «Нам песня строить и жить помогает» хорошо демонстрировали роль песенного жанра в жизни советского общества. Советские люди, не слишком обремененные материальными ценностями, в отличие от преобладающего большинства населения сытой Европы и преуспевающей Америки, ценили простые радости жизни: общение, совместное веселье, которое не обходилось без танцев и песен. Даже в экстремальных ситуациях некоторые говорили: «Умирать, так с музыкой».

Алла Борисовна начала свою деятельность в то не самое приятное время, которое позже получило название «застой». Возможно, ее песни не очень помогали строить. Строили на излете брежневского правления все хуже и со все большими затратами и меньшей отдачей от капиталовложений. Значительную часть строительных материалов разворовывали, чтобы потом удивляться тому, что, например, во время землетрясения в Армении, в городе Спитаке, дома стали сыпаться, как будто при их строительстве вообще не использовали цементный раствор.

Но жить, не закисать полностью в атмосфере нараставшей неопределенности, бесперспективности песни Аллы Пугачевой многим, особенно женщинам, безусловно, помогали. Расцвет ее творчества во многом был обусловлен ее творческим содружеством с талантливыми, выдающимися композиторами, проявившими себя в жанре популярной эстрадной музыки. Это Раймонд Паулс, Андрей Петров, Юрий Николаев и другие. Большинство песен, написанных этими авторами и исполненных А. Б. Пугачевой, становились всенародно популярными, так называемыми шлягерами. Голос певицы звучал с телеэкранов, из радиоприемников, со сцены огромных залов и стадионов. Под ее пение люди знакомились, делали друг другу комплименты, влюблялись, женились, выясняли отношения, разводились, то есть жили, несмотря на происки американского империализма, очередные неурожаи и похороны очередного генсека.

Алла Борисовна Пугачева определила направление массового искусства в последние десятилетия XX в. и в начале XXI в. В 1988 г. она в качестве художественного руководителя возглавила театр-студию «Театр песни». Ее поклонниками были не только простые люди, но и некоторые руководители страны. В советское время Алла Борисовна не бодалась с Советской властью, не диссидентствовала, не входила в число так называемых «подписантов». И правильно делала. Она была нужна огромному числу людей своим творчеством, а не звучной фамилией под очередным громким заявлением, направленным против действовавшей власти.

Не сразу действительно народная певица стала народной артисткой СССР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Удивительно другое. Обладая всеми мыслимыми наградами и отличиями, поменяв полдюжины мужей, став независимой и богатой, Пугачева не потеряла свою аудиторию, народную любовь. В совершенно новых исторических условиях творчество Пугачевой, ее песни остались нужны многим людям.