КалейдоскопЪ

Творцы русской культуры

Первопечатник ли Иван Федоров?

В центре современной Москвы в окружении представительств зарубежных автомобильных и других компаний странным образом и как бы «не в тему» стоит памятник выдающемуся первопроходцу русской культуры Ивану Федорову.

Европейцы считают первопечатником немца Иоганна Гутенберга (1399—1468 гг.). Изобретение им книгопечатного станка и появление первой книги датируют 1450 г. В течение последующих 50 лет в 260 европейских городах появилось 1500 типографий, которые напечатали 40 тысяч изданий тиражом свыше 10 млн. экземпляров, которые библиофилы называют инкунабулами. В 1491 г. в Кракове славянским шрифтом – кириллицей была напечатана первая книга. В 1522 г. в Вильнюсе появилась первая славянская типография. В Москве сначала действовала анонимная типография, а русским первопечатником считается Иван Федоров, выпустивший «Апостол» в 1564 г.

Предполагают, что Иван Печатник родился в 1510 г. Место рождения и статус отца Ивана пока не определены. По некоторым сведениям, он учился в Краковском университете и в 1532 г. получил бакалаврскую степень. С 1553 г. Иван Федоров (сын Федора) служил дьяконом в церкви Николы-чудотворца Гостунского в Московском Кремле. Иногда высказываются сомнения по поводу того, что именно Иван Федоров напечатал первую книгу в истории русской культуры, так как имеются данные о работе некой «анонимной московской типографии», существовавшей за десять лет до появления «Апостола». Есть предположение, что «анонимная» типография могла находиться в доме влиятельного духовника Ивана IV Сильвестра, отличавшегося широтой взглядов и отзывчивостью ко всему новому. Правда, предположить, что Москва в то время кишела специалистами в типографской сфере, достаточно трудно.

Во всяком случае по решению царя в Китай-городе на Никольской улице, примерно в том месте, где теперь стоит памятник Ивану Федорову, появилась государственная типография – Печатный двор. Именно здесь с 19 апреля 1653 по 1 марта 1964 г. были напечатаны «Деяния апостолов» из Нового завета. На этой книге указано имя Ивана Федорова, и она является первой точно датированной русской печатной книгой.

«Апостол» 1564 г. «превосходно оформленное, обильно орнаментированное издание. Тексту предпослан гравированный на дереве фронтиспис – изображение апостола Луки. 48 заставок книги, отпечатанных с 20 досок, 22 буквицы и другие типографские украшения отличаются высоким художественным мастерством. Федоров, творчески переработав орнаментальные приемы Феодосия Изографа, создал так называемый старопечатный стиль, в дальнейшем получивший широкое распространение в художественном убранстве печатных и рукописных книг».[49] Сохранилось около 50 экземпляров «Апостола».

В 1565 г. вместе с Петром Тимофеевичем Мстиславцем Иван Федоров напечатал богослужебную книгу «Часовник», вышедшую двумя изданиями. И на этом печатное дело в Москве приостановилось.

В обстановке начавшейся опричнины, очередной волны борьбы с ересями Федоров и Мстиславец, которые, по-видимому, были умными, дальновидными людьми, сочли за благо отбыть из Москвы на запад. На территории Белоруссии, Украины под покровительством литовского гетмана Г. А. Ходкевича, а затем князя К. К. Острожского Иван Федоров продолжает устраивать типографии и выпускать книги. В Заблудове, на территории Польши, было напечатано «Учительное евангелие», в состав которого вошло «Слово Кирилла Туровского». Этот текст является первым напечатанным памятником древнерусской литературы. Заблудовская типография сыграла важную роль для становления постоянного книгопечатания в Белоруссии.

А во Львове Федоров из Московии в 1573 г. основал первую на Украине типографию. Здесь напечатал «Апостол». В это издание включена «Повесть… откуду начася и како свершися друкария сия» – первое напечатанное произведение русской мемуарной литературы.

В 1574 г. Иван Московитин напечатал «Азбуку» – первый печатный русский учебник.

В четвертой типографии в Остроге, в имении князя К. Острожского в 1578 г. было напечатано новое издание «Азбуки». Затем последовали Новый завет с «Псалтырью», полная славянская Библия кирилловского шрифта (сохранилось около 250 экземпляров). С 1582 г. Иван Федоров вновь жил во Львове, где пытался организовать новую типографию.

В конце своей карьеры наряду с отливкой букв первопечатник Иван Московитин участвовал в отливке пушки с взаимозаменяемыми частями и даже предлагал проект многоствольного артиллерийского орудия австрийскому императору и саксонскому курфюрсту. Умер Федоров во Львове в 1583 г., похоронен на кладбище при Онуфриевском монастыре. Памятник Ивану Федорову в Москве был установлен еще в 1909 г., а во Львове – в 1977.

«Дьякон был высокообразован, знал греческий язык и латынь. Он был прекрасно знаком с западноевропейской книгой и гравюрой своего времени и черпал оттуда приемы художественного убранства. Он тщательно редактировал книги, которые готовил к печати, и при этом использовал греческие, латинские, немецкие, чешские тексты. Он свободно путешествовал по Европе: побывал в Вене, Кракове, возможно – и в Дрездене, посещал сербские монастыри. Он, наконец, переписывался с владетельными особами», – пишет об апостоле русского книгопечатания его ведущий биограф.[50]

Роль Ивана Федорова в отечественной истории трудно переоценить. Книгопечатание способствовало развитию науки и культуры. «Мы можем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания», – говорил выдающийся русский ученый В. И. Вернадский. Книгопечатание подорвало монопольные позиции церкви в сфере духовной жизни. Не сразу, но постепенно и в России получило развитие светское образование, университеты, библиотеки, возникли новые центры духовной жизни общества. Немаловажное значение имела унификация грамматических норм и графических форм письма. Изготовление книг способствовало развитию изобразительного искусства благодаря появлению иллюстраций, книжных миниатюр, использованию красок и т. д. В известной мере книга проложила путь новой индустриальной цивилизации.