КалейдоскопЪ

«Городовой мастер» Федор Конь

В городе русской славы Смоленске автору удалось побывать только один раз, в студенческие годы. Поезд прибывал в Смоленск рано утром. Музеи были еще закрыты. Но существовал объект, для осмотра которого не требовалось покупать билет, – крепостные стены Смоленска. Их вполне хватило до открытия музеев.

У стен Смоленска происходило немало событий, связанных с тем, что с запада в русские земли неоднократно приходили незваные гости. После монголо-татарского нашествия Смоленск оказался в составе Великого княжества Литовского и вернулся в состав Русского государства только в 1514 г. Географическое и геополитическое положение Смоленска делало его весьма важным пунктом на картах ряда стран, прежде всего Речи Посполитой и Московского царства. От судьбы Смоленска во многом зависела судьба Москвы. Представляется естественным, что один и тот же человек в течение короткого исторического периода руководил укреплением и Москвы, и Смоленска.

Это бы русский зодчий Федор Савельевич Конь, которого в источниках называли «городовым мастером», «церковным и палатным мастером».

В 1585—1593 гг. он возглавлял строительство стены Белого города в Москве. Это было сооружение длиной свыше 9,5 километров с 27 башнями. В XVIII в. эта стена была снесена.

В 1595 г. Борис Годунов направил Федора Коня для возведения укреплений в Смоленске. Длина укреплений составила 6,5 километров. Опорными пунктами обороны служили 38 башен.

Крепостные стены в Москве и Смоленске были похожи: низ сложен из белого камня, верх – основная часть – выполнен из кирпича и увенчан зубцами в форме ласточкиных хвостов. Оборона подошвы стен осуществлялась путем фланкирующего огня из башен, выдвинутых далеко за линию стен. Достаточно широкая (4—4,5 метров) боевая площадка на стенах позволяла свободно действовать стрелкам. Особенностью Смоленской крепости являлись различные декоративные детали.

Федору Коню приписывались различные другие сооружения, но в большинстве случаев его авторство не было подтверждено документальными источниками.