КалейдоскопЪ

Общественно-политическое движение в России. Становление российской многопартийности

Вполне естественно, что в условиях роста народного недовольства царским самодержавием стало оживляться находившееся под его жестким прессом демократическое движение.

В предгрозовые годы (перед революцией 1905–1907 гг.) складывались и крепли три наиболее влиятельные оппозиционные силы: социал-демократы, социалисты-революционеры и либералы.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). О создании такой партии было объявлено еще в 1898 г., но дальше этого дело не пошло. За собирание разрозненных социал-демократических кружков взялись В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов, А.Н. Потресов и др. Идейным руководителем российской социал-демократии считался Г.В. Плеханов. Создав газету «Искра», оппозиционеры начали внутреннюю борьбу за объединение. Борьбу трудную, поскольку часто каждый отдельный кружок, а то и каждый отдельный член кружка имел свое видение будущей партии и ее места в борьбе с самодержавием и упорно отстаивал его.

Усилия социал-демократов дали первый результат: в 1903 г. ими была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, объявившая ближайшей целью свержение самодержавия и реализацию вытекающих из смены власти обстоятельств, а стратегической целью – социалистическую революцию, диктатуру пролетариата и построение социализма в России.

Партия стала единой по форме. Внутри нее борьба еще больше ожесточилась – все искали правильный путь развития. Так что фактически на съезде были созданы две партии – большевиков (так назвало себя большинство в Центральном комитете партии и редакции «Искры») во главе с Лениным и меньшевиков во главе с Мартовым.

СПРАВКА

В 1917 г. РСДРП переименовывается в РСДРП(б) (Российскую социал-демократическую рабочую партию большевиков), в 1918 г. – в РКП(б) (Российскую коммунистическую партию большевиков), в 1925 г. – в ВКП(б) – (Всероссийскую коммунистическую партию большевиков), в 1952 г. – в КПСС (Коммунистическую партию Советского Союза).

Партия социалистов-революционеров (эсеров). В 1901– 1902 гг. создается Партия социалистов-революционеров (эсеров) – из кружков и групп. Ее особенность в том, что она не была единой и централизованной организацией. Эсеры объявили себя выразителями интересов крестьян; крестьянскую общину считали зародышем социализма, грядущую революцию видели социалистической, но во главе с крестьянством. Идеологом и лидером партии стал В.М. Чернов.

Эсеры унаследовали от народовольцев тактику террора. У них имелась Боевая организация, занимавшаяся уничтожением высокопоставленных особ, которая была, не в пример всей партии, связана жесточайшей дисциплиной. Как ни старались руководители эсеров взять боевую группу под свой контроль, у них ничего не вышло. На расстрелы рабочих в ходе экономического кризиса боевики ответили террором – убийством министра внутренних дел Д.С. Сипягина и уфимского губернатора Н.М. Богдановича. Боевую организацию возглавлял ставший «легендарным» убийцей отпетый террорист Е.Ф. Азеф.

ЭТО ЛЮБОПЫТНО

В 1906 г. боевая организация похитила из Морского гвардейского экипажа пятиствольную пушку. Боевики планировали в условиях обострения обстановки обстреливать из нее Зимний дворец. Этот факт шокировал правящие круги.

Из истории партии конституционных демократов (кадетов). Их представляли лица, объединявшиеся вокруг журнала «Освобождение» – П.Б. Струве, И.И. Петрункевич, Д.И. Шаховской, П.Н. Милюков и др. Их требования носили вполне мирный либеральный характер: обеспечение прав и свободы личности; переход к конституционной монархии через реформы. На этой основе были созданы две организации – «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». Одна из форм борьбы – «банкетные кампании» – собрания в ресторанах и других общественных местах с выдвижением и обсуждением своих требований. Однако в партию конституционные демократы сложились позже, с официального решения правительства, когда многопартийность в стране была узаконена.

Важным этапом демократизации общества стали первые мусульманские съезды. В 1906 г. на 2-м съезде было принято решение создать Союз мусульман России, который на 3-м съезде был преобразован в политическую партию. Ее программа основывалась на идее пантюркизма. (Тюрки – обширная группа родственных по языку народов, к которым относятся татары, азербайджанцы, узбеки, казахи, киргизы, башкиры, туркмены, каракалпаки, турки и др.)

Одновременно началась постепенная легализация староверия. Императорским указом 1905 г. было запрещено называть старообрядцев «раскольниками». Староверам разрешалось свободно осуществлять обряды, создавать общины, проводить съезды и соборы. В Костромской губернии были открыты две старообрядческие школы. Царь разрешил переход из православия в другие вероучения, но только христианские.